Блог дальневосточного Дикаря ;)

пятница, июля 20, 2018

Половина экватора. Часть 4 (дни 5-7). Жизнь в Иркутске и дорога на Ольхон (с видео)

    Часть 1. Подготовка к автопутешествию.
    Часть 2. Первая тысяча километров.
    Часть 3. От Амурской области до Иркутска.     



    ДЕНЬ 5
    Иркутское утро. Лучи солнца скользят по окнам домов, отражаются от водной глади Ангары. Над её поверхностью скользят чайки, лавируя между рыбаками с удочками. Ляпота!
    Окна всю ночь были открыты настежь и за это время в комнату залетел только один ночной мотылёк. Хозяин квартиры говорил, что могут прилетать и комары, но мы за весь предыдущий вечер ни одного летающего насекомого так и не увидели.
    - Сегодня гуляем только ножками!
    - Однозначно!
    Расстояние от места проживания до начала туристических троп составляет примерно четыре километра. И мы двинулись от улицы до улицы, от квартала до квартала. Сначала шли мимо высоток новых кварталов, потом по аллеям мимо хрущёвок и потом вышли на окраины исторического центра с его деревянной застройкой.



    К полудню началась жара. Уличные термометры на домах стали показывать выше 30 градусов в тени. Прячась от зноя, забрели на Иерусалимское кладбище. На самом деле могилки тут найти довольно сложно. Огромная территория больше представляет собою парк, через который люди натоптали дорожки. Людей мало и если из кустов выскочит маньяк, то никто не заметит и криков не услышит.



    Кладбище-парк в первую очередь запомнится огромным количеством черёмухи. Она на здесь каждом шагу. В виде небольших кустов и огромных деревьев.


    Путь через парк вёл нас к музею ретротехники, но тот оказался закрыт. Зато попали в какие-то трущобы, где вокруг были только азиаты. На каждом шагу шавермочные. Народ на нас косился, а когда мы заглянули в их чайхану, разулись и залезли с ногами на матрасы, то вообще выпучили глаза.



    Плов оказался так себе по вкусу, самса очень жирная, а вот зелёный чай пошёл на ура. По ходу трапезы нам сделали замечание, что использовать кетчуп (мы его добавляли и в плов, и в самсу) можно только с шашлыком. Другую еду стоит поливать разбавленным уксусом, дабы не перебивать вкус блюд.


    От азиатского закоулка рукой подать до знаменитого 130-го квартала (Иркутская слобода). На его территории иркутяне начали строить дома ещё в начале XVIII века. В то время эта земля находилась за границей города Иркутска и развивалась по сельскому типу. Все постройки были из дерева, местность оставалась неблагоустроенной, поэтому уже к началу XX века дома среди каменных сооружений примыкавших районов представляли собой деревню, нежели памятники архитектуры.
    В 2008 году к 350-летию Иркутска было решено на базе 130-го квартала создать особую историческую зону. Жителей расселили из ветхого и аварийного жилья и провели полную реконструкцию квартала. В сентябре 2011 года - в юбилей города Иркутска - Слобода приняла первых гостей. На месте старых неблагоустроенных бараков с неряшливыми заброшенными участками в центре столицы Приангарья появился достопримечательный район с аккуратными мощёными променадами, красивыми историческими усадьбами, музеями, ресторанами и развитой инфраструктурой.
    Здесь всегда много туристов и они с удовольствием спускают тут свои денюжки.




    Главной достопримечательностью принято считать большую фигуру бабра ("бабар" - это старорусское обозначение пантеры, тигра, леопарда, заимствованное через посредство тюркских языков из фарси. В якутском языке это слово ("баабыр") обозначает амурского тигра).
    Полтора века назад при утверждении Александром II герба Иркутской губернии в Санкт-Петербургскую герольдию пришло "с места" описание герба со словом "бабр" вместо "тигр", что "на сибирском наречии" совершенно одно и то же. Неизвестный чиновник Герольдии в описании исправил "а" на "о", и получилось "бобр, несущий в зубах соболя". Таковым герб губернии был Высочайше утверждён 5 июля 1878 года.
    Потом художники в гербе пририсовали тигру большой, похожий на бобровый, хвост и перепончатые лапы, создав новое мифическое животное, которое стали условно назвать "геральдическим бабром".


    Рядом со 130-ым кварталом стоит Храм Воздвижения Креста Господня. Для дальневосточников он знаменит тем, что именно здесь 16 апреля 1851 года после возвращения из Амурской экспедиции венчался знаменитый исследователь Дальнего Востока Геннадий Иванович Невельской. Женой ему стала уроженка Иркутска Екатерина Ивановна Ельчанинова.
    Храм достаточно симпатичный, как снаружи, так и внутри. Интересно то, что никто не запрещает фотографировать и вести видеосъемку. В принципе в Иркутске мы нигде не увидели знаков запрещающих съемку. Да это и бесполезно. Тысячи туристов снуют повсюду и щёлкают затворами.



    В центре города очень грамотно сделан маршрут для туристов. Это зелёная линия, нарисованная на тротуарах и проходящая мимо тридцати основных достопримечательностей. Идёшь вдоль неё и не заморачиваешься поиском их на карте. Про каждую написана историческая справка на разных языках.



    По дороге заглянули в областной краеведческий музей. Он показался нам скудным. На первом и втором этажах расположено по одному залу с незначительным количеством экспонатов. Хотя некоторые экземпляры довольно интересны. Цена билета - 200 руб с человека, 50 руб - разрешение фотографировать.



Самогонный аппарат :)

Страшная правда 50-х годов...

    Больше всего душу зацепила вот эта скатерть. У бабушки дома была точно такая же! Она накрывала круглый деревянный стол и свисала бахромой до пола. Всегда, когда я сидел за столом, то связывал пару ниточек бахромы в узелочки или плёл косички. А потом за это получал нагоняи.
    Шикарная вещь для развития мелкой моторики :)


    В городах, где бываем, обязательно смотрим на памятники и фигуры малых архитектурных форм. Их наличие всегда разбавляет и делает городскую архитектуру более живой. Из того, про что вычитали в интернете, выбрали для посещения пару мест. Фигуру путешественника, застывшего с открытым ртом перед очередной достопримечательностью, и композицию, где Вечный Гайдай снимает знаменитую троицу - Бывалого, Труса и Балбеса.




    Ещё очень запомнился небольшой сквер, спрятавшийся между домами недалеко от перекрестка улиц с "редкими" для русских городов названиями - Карла Маркса и Ленина. Он не типичен и больше напоминает уголок европейского городка, чем российскую глубинку.



    Общие впечатления о городе двоякие, а точнее это относится к архитектуре и её состоянию. Старые здания заполняют центр повсеместно. Только заглянешь за угол, как на глаза попадаются десятки деревянных конструкций. Отреставрированных мало. В основном это покосившиеся и потрепанные веками хибары. Окна многих уже выросли в асфальт. Снести их, освободить место и построить что-то новое - проблема. Всё причислено к памятникам архитектуры, но находится в плачевном состоянии.


    Некоторые вообще трудно причислить к чему-то исторически значимому. К примеру, обычный дом, где живут ветераны спорта. Длины рук хватило, чтобы сделать фото через высокий покосившийся забор. Ничем не примечателен в архитектурном плане.




    Как пояснили местные, если здание снести нельзя, то его можно купить и тем самым сделать вложение в недвижимость. Даже старая она пользуется здесь спросом. Торгуют домами, заборами, башнями.
    - А зачем такое здание и в таком убитом состоянии?
    - Здание? Да незачем. Сдадим в аренду. Дай бог, чтобы сгорело. Тогда пару лет будут вести расследование, а потом всё затихнет. Остов под снос, а на освободившейся земле построим что-то нормальное. Это главным образом вложение в землю в центре города.


    Каменная архитектура старых зданий Иркутска в основном приятна для взора. Некоторые улицы напоминают Питер. Хватает как хорошей отделки, так и обшарпанности. Если приглядеться, то город является непочатым краем для работы реставраторов.




    Очень понравилось, что в городе идёт постоянная движуха. Идёшь в одну сторону - топаешь по пустынной площади с фонтаном, бредёшь назад - а там уже митинг и народ флагами машет. Послушали речь одного из ораторов-коммунистов. В начале он критиковал существующий строй, потом призывал власть уйти в отставку и предлагал Путину отправиться на покой, а потом так заболтался, что стал поздравлять собравшися с разными праздниками. Единственно, что не затронул в своей речи, так это Новый год и 8 марта. А народ кивал ему, хлопал и махал флагами. В общем развлекался.


    Там кто-то на гитаре лабает, здесь кришнаиты зажигательные песни поют. Там концерт, здесь конкурсы. Кругом туристы.
    Понравилось обилие лавочек на улицах. Причём как в старом части города, так и в новых кварталах. Даже на лестницах можно увидеть места для отдыха. Идёшь, устал, присел, отдохнул, пошёл дальше.


    Движение в городе плотное. На крупных перекрёстках постоянно слышны гудки автомобилей, подгоняющие других участников движения. Народ едет медленно, но более хаотично, нежели в родном Хабаровске. Самое интересное, что с недавних пор (по мнению хозяина арендованной нами квартиры) поменялось отношение между водителями и пешеходами. Теперь пешеход на дороге - Царь и Бог. Стоит ему сделать шаг к проезжей части, как все машины обязательно останавливаются и пропускают. Никто не кричит - "Куда лезешь?!". Да и правильно, зачем нервы тратить. Пройдёт и забудешь.



    За время прогулки по городу прошли более 25000 шагов, дважды превысив обычную норму, установленную на фитнесс-браслете. Знатно погуляли!
    Минус для себя выявили только один - пыльно. Очень много мест, где шлёпаешь по дороге и поднимаешь ногами пыльные облака. Почему-то местные дворники любят сметать пыль в кучки, поближе к бардюрам (видать в надежде, что их смоет дождём) и оставляют их там. На туристических маршрутах это малозаметно, а чуть в стороне от них распространено повсеместно.






    ДЕНЬ 6
    Вчера нам так понравилось, что мы отзвонились хозяину квартиры и решили продлить аренду квартиры на сутки и ещё погулять по городу. Уже не геройствовать, игнорируя общественный транспорт, а передвигаться так, как бы это сделал местный житель - до остановки, на автобус и до места назначения.
    - А куда пойдём?
    - Не знаю.
    Мы реально не знали куда идти, так как тот список достопримечательностей, что видели вчера и в наш прошлый приезд в Иркутск несколько лет назад, уже закончился, а новый не составили. Начали спрашивать. Пришло сообщение от Лёши: "Обязательно сходите в Казанский собор". Отлично! Цель появилась!
    По карте посмотрели маршрут до места и решили его немного изменить - доехать до центра, а уже оттуда прогуляться до храма.
    Кстати, у местного транспорта есть своя специфика проезда. По определённым улицам его проезжает огромное количество - маршрутки, автобусы, трамваи, но на другие остановки, особенно конечные и находящиеся всего в паре кварталов от основных трасс, водители могут и не заезжать.
    - А почему не едите до конечной?
    - Зачем делать лишний крюк? Я здесь развернусь и подберу ещё пассажиров, а вы пешком дойдёте.
    И народ спокойно ходит. Привыкли и не обращают внимания.


    Проезд в местном транспорте стоит 20-30 руб днем и поднимается на 5 руб. после 20 часов. Трамвай ещё дешевле. Причём там по салону ходит кондуктор с мобильной кассой. Хочешь платить налом - давай деньги, хочешь безналом - давай карту. В основном же оплата проезда производится водителю. Выход через переднюю дверь. В час пик народ выстраивается на остановках в очереди, а не ломится в двери, расталкивая друг друга локтями.
    На маршрутке доехали до центра и высадились возле Римско-католического костёла. Красивое сооружение, в котором располагается органный зал Иркутской филармонии.



    Внутрь не попали, но обошли костёл по кругу, заглянули через глухой забор во внутренние дворики, а потом в соседнем дома нашли миникофейню и, сидя за уличным столиком, попивали горячий и бодрящий напиток, наслаждаясь архитектурой соседних зданий и сооружений. А это различные храмы и памятники, сгрудившиеся на небольшом пятачке исторического центра.
    Далее прошлись до набережной и потихоньку добрались до места концентрации местных супермаркетов.



    - О! "Лента"! Пошли туда! Поглядим на местный ассортимент.
    Купить хотелось многое. Цены небольшие, если сравнивать с хабаровскими. Некоторые позиции и виды товаров такие, каких у нас нет. Составили себе примерный список для покупок на завтра, приобрели пару вкусняшек и для перекуса взяли набор суши. Суши и ролы здесь продаются в отдельном минимагазинчике и выбираются поштучно по цене от 20 до 30 рублей. У нас в Хабаровске видели подобное в "Южном парке", но цены, ассортимент и качество приготовления отличаются. Продукция местного производства очень понравилась! Рекомендуем!


    Перед походом в храм перекусили на лавочке на одной из местных аллей. Далее продолжили путь мимо автовокзала и авторынков всевозможных размеров с товарами на любой вкус.
    Сам храм виден издалека, но однозначно надо побывать рядом с ним. Именно вблизи он особенно впечатляет.



    Красивое убранство внутри, но особенно запомнилась обстановка вокруг храма. Различные статуи, бассейн с рыбками и лебедем. И даже свой собственный минизоопарк!





    Мы приехали в момент глобальной уборки и косметического ремонта. Вокруг всё мыли, подметали, подкрашивали, пересаживали цветы. Верующие готовились к празднованию Дня иконы Казанской Божией Матери.

    Праздник Казанской иконы Божией Матери отмечается дважды в году – 21 июля (8 июля по старому стилю) – в память явления иконы Пресвятой Богородицы в Казани ‑ и 4 ноября (22 октября по старому стилю), в благодарность за избавление Москвы и всей России от нашествия поляков в 1612 г.


    Батюшка тем временем продолжал заниматься своим привычным делом - отпускал грехи и освещал машины.


    Стоит отметить, что в это место стекаются огромные потоки паломников, но ещё больше здесь туристов, основную массу которых составляют китайцы. Их здесь ОЧЕНЬ много. Просто так сделать кадр, в который бы не попал китаец, проблематично.



    А теперь отдыхать! Наступило время релакса, стирки, сбора вещей в поездку и лентяйства. Гулять уже больше не захотели. В целом отношение к Иркутску сдвинулось в более позитивную сторону, по сравнению с тем, что видели ранее. Хабаровск, по сравнению с ним, сильно проигрывает. Как по природному комфорту, так и по культурной жизни дальневосточная столица скучна и не привлекательна. А тут ежедневная движуха.


    ДЕНЬ 7
    Пару слов о съемной квартире. Нам досталась однокомнатная квартира-студия с полным набором удобств, расположившаяся в новой высотке на улице Дальневосточная! Чистая, солнечная с отличным видом из окна. Два больших дивана и двуспальная кровать позволяли отдыхать в любом уголке помещения. Среди разных бытовых мелочей присутствовали даже фен, утюг, гладильная доска и сушилка. А это очень удобный комплект, чтобы привести в порядок себя и свои вещи.





    Но пора ехать далее. Сдали ключ (квартиру после нас не проверяли), попрощались с хозяином и поехали в "Ленту" на закуп продуктов и бытовых мелочей, необходимых в дороге. Далее на выезде из Иркутска залили полный бак бензина (на заправках за городом цена за литр вырастает от рубля и выше) и поехали в сторону Ольхона.
    Расстояние до места назначения всего 250 км, но на данном участке пути есть два нюанса трассы, которые значительно удлиняют путь по времени. Первое - паром до Ольхона. Переправа является продолжением федеральной трассы и для её преодоления необходимо выстоять очередь. Второе - дорога на острове. Это 40 км зубодробительной гравийки.
    Но это впереди, а в начале обязательно надо отдать дань местной кухне и подкрепиться позами. Позные по дороге встречаются часто, но самым популярным местом приема пищи является сеть уличных кафе на границе Ольхонского района. Заходи в любое и не ошибёшься, хотя у многих постепенно складываются свои предпочтения.
    Готовят сытно и вкусно! Очень вкусно!




    После границы Ольхонского района на трассе начинаются автогонки. Каждый едущий впереди автомобиль - это конкурент в очереди на паром. Его естественно надо обогнать! Но обгоняешь ты, потом тебя. И так по замкнутому кругу. Одна лишняя машина в очереди перед тобою может не позволить попасть на очередной паром и куковать на материке в ожидании следующего.
    Порадовало то, что вся трасса до переправы отлично заасфальтировна Ни одного разбитого участка или ямки.



    Очередь к переправе оказалась небольшой по местным меркам. Мы готовились куковать в ней значительное количество времени, но менее, чем через два часа уже плыли по водной глади Байкала. Нам повезло, что было не очень много машин местных жителей и автобусов, которые проезжают на паром без очереди. А также ходили одновременно три парома.
    Пять лет назад нам пришлось даже ночевать в очереди и потратить на переправу более 12 часов.




    От парома до посёлка Хужир расстояние маленькое. Но если ехать по местной гравийке со скорость, которая не позволит машине рассыпаться в хлам, то будешь ехать несколько часов. В начале мы стойко терпели тряску, но потом не выдержали и последние три десятка километров ехали по полям. А иначе никак! И это по документам ФЕДЕРАЛЬНАЯ трасса. А на деле - страх божий.
    На фотографии кажется, что всё отлично. Ну дорога и дорога. Что ж вы ноете? Но на самом деле каждый метр пути пересекают поперёк несколько волн разной глубины. И чем меньше диаметр колеса, тем проблематичнее движение.Носятся здесь только грузовики и Уазики-"таблетки". Местные говорят, что они покупают технику, потом вкладывают в подвеску ещё уйму денег и только тогда хоть как-томожно передвигаться по острову.



    На Ольхоне заселились в забронированный и оплаченный ранее домик на одной из турбаз. Здесь остановимся на несколько дней. Будем отдыхать и участвовать в международном театральном фестивале "Сибирская рампа - 2018".


    Видео дня: "Половина экватора. День 7.Дорога от Иркутска до Хужира".




    Половина экватора. Часть 5 (дни 8-16). Жизнь и театр на Ольхоне (фото и видео).

    P.S. Приглашаем в Телеграмм на наш канал, рассказывающий о путешествии "Половина экватора". Все свежие новости, фото и видео появляются там намного ранее, чем здесь. Приходите, читайте, подписывайтесь! Ссылка на канал: http://tele.click/dikaridv_trip

Комментариев нет:

Отправить комментарий