В домашнем архиве два новых раритета. Это лоция реки Амур и лоцманская карта нижнего Амура (от Хабаровска до Николаевска-на-Амуре). Обе книги выпущены Главным управлением навигации и океанографии министерства обороны СССР в 1975 году (скорректированы по путевым листкам Амурского бассейнового управления пути по состоянию на 7 мая 1974 года). Предназначались исключительно для служебного пользования.
За сорок лет много воды утекло и менялось русло, но в лоции можно узнать много интересных фактов об Амуре и населённых пунктах на его берегах, о глубинах, скорости водного потока:
- "Утёс Муравьёвский высотой высотой 59 м выступает от правого берега реки Амур в районе 929 км. Утёс скалистый и обрывистый; на нём сооружены памятник В.И.Ленину и желтоватое здание музея. Памятник, здание музея и утёс служат хорошими ориентирами при плавании по фарватеру" (возле Хабаровска);
- "Затонувшее судно лежит в районе 871,5 км в 130 м справа от судового хода" (между Малышевской протокой и Сикачи-Аляном)";
- про петроглифы Сикачи-Аляна:"При подходе к берегу в районе селения необходимо опасаться камней-одинцов. Камни окаймляют мыс, выступающий в районе 855 км непосредственно ниже селения Сикачи-Алян. При высоком уровне камни заливаются водой и представляют опасность для судов, подходящих к мысу" и т.д., и т.п..
Для меня стало открытием то, что при всей своей ширине и внешней могучести Амур довольно таки мелкий. Многие участки изобилуют отмелями и перекатами, преодолеть которые возможно только по заранее разведанному узкому фарватеру. Причём его ширина часто такова, что опасные участки суда проходят по очереди.
В целом данные лоции оказались довольно интересной справочной литературой, при чтении которой не раз вспоминался крылатый диалог из фильма "Волга-Волга":
- Что ж ты, старый черт, хвастался, что все мели знаешь?!
- Конечно, знаю. Вот это - первая мель.
За сорок лет много воды утекло и менялось русло, но в лоции можно узнать много интересных фактов об Амуре и населённых пунктах на его берегах, о глубинах, скорости водного потока:
- "Утёс Муравьёвский высотой высотой 59 м выступает от правого берега реки Амур в районе 929 км. Утёс скалистый и обрывистый; на нём сооружены памятник В.И.Ленину и желтоватое здание музея. Памятник, здание музея и утёс служат хорошими ориентирами при плавании по фарватеру" (возле Хабаровска);
- "Затонувшее судно лежит в районе 871,5 км в 130 м справа от судового хода" (между Малышевской протокой и Сикачи-Аляном)";
- про петроглифы Сикачи-Аляна:"При подходе к берегу в районе селения необходимо опасаться камней-одинцов. Камни окаймляют мыс, выступающий в районе 855 км непосредственно ниже селения Сикачи-Алян. При высоком уровне камни заливаются водой и представляют опасность для судов, подходящих к мысу" и т.д., и т.п..
Для меня стало открытием то, что при всей своей ширине и внешней могучести Амур довольно таки мелкий. Многие участки изобилуют отмелями и перекатами, преодолеть которые возможно только по заранее разведанному узкому фарватеру. Причём его ширина часто такова, что опасные участки суда проходят по очереди.
В целом данные лоции оказались довольно интересной справочной литературой, при чтении которой не раз вспоминался крылатый диалог из фильма "Волга-Волга":
- Что ж ты, старый черт, хвастался, что все мели знаешь?!
- Конечно, знаю. Вот это - первая мель.
Где можно купить лоцию ч.3?
ОтветитьУдалитьК сожалению нигде. Мне эти книги перешли от пожилого родственника, а как они у него оказались неизвестно. Книги выдавались капитанам судов и предназначались исключительно для служебного пользования.
Удалить