Вокруг моста на остров Русский есть много старых
оборонительных сооружений. Что-то реставрировано, что-то заброшено, но в любом
случае вызывает интерес. Находиться в этих местах и не посетить хотя бы часть
из них - это просто грех! Итак, поехали!
Батарея №315 Назимовская относилась к группе батарей, запиравших проход во внутренний рейд Владивостока, и вначале она играла вспомогательную роль, будучи вооруженной четырьмя 6-дюймовыми пушками обр. 1877 г. в 190 пудов на береговых лафетах Дурляхера и двумя 57-мм скорострельными пушками Норденфельда..
Стройка началась в 1894 году под руководством военного инженера
капитана В.И. Жигалковского. В первоначальном варианте батарея была
деревянно-земляной, орудия устанавливались на шпальной клетке. Через год на
батарее достроили деревянный блиндированный пороховой погребок для
скорострельных пушек, бетонный пороховой погреб и вблизи батареи поставили
деревянную блиндированную минную станцию для контроля за минным заграждением,
выставленным в проливе, и такой же павильон для дальномера Петрушевского.
Затем работы принял капитан Д.П. Колосовский, который в
1896 г. построил отдельно стоящий бетонный погреб. Почти сразу же батарею
начали перестраивать в бетонном варианте под шесть 11-дюймовых береговых пушек
обр. 1867 г. на лафетах Дурляхера большого вертикального обстрела, согласно
проекта военного инженера подполковника Н.В. Коновалова. При этом удалось
сохранить и использовать земляную брустверную насыпь. Работы по постройке
батареи были завершены еще до утверждения и начала реализации плана усиления
крепости 1899 г.
Батарея ориентирована фронтом на юг. Шесть оснований для
орудий прикрыты с фронта бетонной брустверной стенкой. Перед каждым орудием в
бруствере оборудовано четыре снарядных ниши, закрывавшихся стальными дверцами.
Между вторым и третьим основаниями имеется небольшой траверс с единственным
казематом внутри, который мог использоваться как убежище для прислуги или
расходный погребок. Между четвертым и пятым основаниями находился большой
казематированный траверс, внутрь которого можно было попасть по сквозному
поперечному коридору, по обе стороны от которого располагались казематы, в
которых хранились и развешивались пороховые заряды. Снаряды хранились при
орудиях в специальных нишах.
Справа и ниже главного бетонного массива, на специальной
террасе имеется бетонная позиция для двух пушек Норденфельда. Между главной
и скорострельной батареями располагался дальномерный павильон.
Кроме того, в тылу батареи располагался отдельный погреб
боезапаса. Он соединялся с огневой позицией выемкой, по которой была
проложена узкоколейная железная дорога системы Дековиля. Железная дорога
проходила через сквозной коридор погреба, и ее выемка выходила глубоко в тыл
на обратный скат. В этом коридоре имелись ниши для снарядов, облицованные
кирпичом в два слоя. Впоследствии они были заделаны тонкими бетонными
стенками. Таким образом, обеспечивалась возможность относительно безопасного
подвоза боезапаса в погреб. Вблизи окончания этой выемки уже в советское
время был построен большой бутобетонный погреб для боезапаса (по-видимому,
зенитного) с легким железобетонным покрытием на треугольных балках.
С началом Русско-японской войны 1904–1905 гг., в ходе которой Владивосток был безнаказанно обстрелян броненосными крейсерами эскадры адмирала Камимуры, четыре 11-дюймовые пушки с батареи перенесли на батарею Соболь. Для этого пришлось вырубить из бетона их закладные части, что необратимо испортило основания. Скорострельные пушки передали на временную батарею на мысе Клета. Два 11-дюймовых орудия на правом флаге батареи оставили на месте, где они простояли до самой ликвидации Владивостокской крепости.
Батарея числилась шестиорудийной, но реально там имелись
только две пушки. Службу на батарее несли не слишком исправно, поскольку в
1912 г. отмечалось, что одна из броневых дверей в снаряжательной заржавела
настолько, что уже три года ее невозможно было открыть. В сентябре 1922 г.
японцами на батарее был произведен подрыв боезапаса в большом
казематированном траверсе, куда собрали 11-дюймовые снаряды. Вероятно, при
этом помимо траверса были повреждены и сами орудия, что обезопасило японцев,
готовившихся к уходу из Владивостока, от каких-либо нежелательных
случайностей.
Дальномерный пост простоял на батарее до 50-х годов прошлого
столетия и был специально уничтожен военными сапёрами. Возвышающееся над
бруствером сооружение издалека принимали за маяк, что было опасным для
проходящих мимо судов.
К настоящему времени батарея неплохо сохранилась, если не
считать взорванного большого казематированного траверса. Также сохранились
старый бетонный погреб, расположенный в тылу батареи и сдвоенный бетонный
дворик для пушек Норденфельда, а от земляной позиции для скорострельных
пушек остались снарядные ниши времен капитана В.И. Жигалковского.
Доступ на батарею свободный.
Комментариев нет:
Отправить комментарий