Блог дальневосточного Дикаря ;)

понедельник, августа 21, 2017

"За тысячи вёрст". День 14. Бросок до заснеженных вершин Кош-Агача!

    Ночью полил дождь. Над горами сверкали молнии, но почему-то грома слышно не было. Утром начало распогаживаться, а к полудню вновь на небосводе засверкало солнце. Красотища!
    Чемал нам понравился. Конечно не сама деревушка, а природа вокруг. При массе отдыхающего народа всегда есть возможность найти пристанище и развлечься. И это не только рафтинг и тарзанки. Вариантов масса! И самые интересные из них (по нашему мнению) связаны с поездками и походами через горы к красивейшим озёрам, перевалам, пещерам и т.д. Безумно жалко, что в данную поездку нам не получится побывать нигде, кроме того, что встретится рядом с трассой. Но зато это отличный повод для того, чтобы в будущем вновь посетить Алтай!



    Как только тронулись из Чемала назад на Чуйский тракт и далее, то пришло осознание момента – мы здесь уже не поедем! И тут нас напал шоппинг. Скупали в магазинчиках и на ярмарках алтайский мёд, травы и прочие интересные мелочи. Очень быстро потратили значительную сумму из неприкосновенного запаса, но были СЧАСТЛИВЫ!




    Ехали «наматывая мили на кардан», разглядывая природу. Первой достопримечательностью стал Семинский перевал (1717м), находящийся на 583 км автодороги М-52 «Чуйский тракт». Хоть он и считается у местных одним из самых популярных, но подъем и спуск на него занимают с одной стороны 9 км, а с другой 11 км. Потому он появляется незаметно и без вывесок, которые извещают о его появлении можно проехать мимо и не обратить внимание, но этого сделать не получится по двум причинам:
    - на перевале установлена стелла в честь 200-летия добровольного вхождения алтайского народа в состав России;
    - здесь раскинулся рынок и кафешки. Покупать из вещей ничего не стали. Продавцы цены держат на высоком уровне и тоже самое можно купить в населенных пунктах подешевле. А вот чебуреки здесь вкусные!





    На перевале нам пришлось распаковывать теплые вещи. Ветер пронизывал до костей, а потом ещё и дождь не дал посидеть за уличными столиками и загнал в машину.


    Трасса становилась всё более и более извилистой. Горы приблизились к дороге и стали выше. И вот ты несёшься то вдоль обрыва с катящимися по склону камнями, то слушаешь шум перекатов реки. Населённые пункты становятся всё реже и реже. Возле большинства стоят памятные знаки, указывающие на то, что им по 300-400 лет. Но за эти столетия они так и остались скоплениями деревенских домиков. Где-то это десяток дворов, а где-то и несколько сотен. Но в любом случае они растут не ввысь, а вширь.



    Природа вокруг обалденная!!! В начале только и успевали раздаваться возгласы на чистом русском мате, показывающие высшую степень восторга. Тормозили сфотографировать пейзажи чуть ли не после каждого поворота и понимали, что никакой гаджет не способен до конца точно передать атмосферу увиденного. И так час за часом. Потом фотографировать стали реже, но восторженные возгласы не прекратились.




    Самым запомнившимся населенным пунктом для нас стало село, название которого созвучно с названием нашего родного города. У нас - Хабаровск, а здесь – Хабаровка! Здесь же повстречали и диковинных для нас овцебыков, мирно пасущихся вдоль дороги.



    За Хабаровкой находится самый эффектный перевал Чуйского тракта – Чике-Таман. Он проходит на высоте 1460 метров над уровнем моря и имеет практически одинаковые по длине спуск и подъем – по 4 км. С его вершины и смотровых площадок открываются шикарные виды! Здесь также расположен рынок, где можно приобрести сувениры и перекусить.





    Но главная достопримечательность находится в ста метрах от перевала. Стоит пройти по дорожке (её направление найдете сразу, так как туда идут много людей), как увидите старую грунтовую дорогу, по которой долгие десятилетия шли автомобили через перевал. С одной стороны скалы, с другой обрывы. Всё это размывается дождями и скользит. Разъезды для встречного транспорта редкие. Жуть! И вот по таким дорогам ехали, ехали и ехали сотни отважных водителей!


    В честь трудового подвига водителей, трудившихся на Чуйском тракте во время Великой Отечественной войны и в период возрождения народного хозяйства в районе села Большой Бом возле одного из перевалов установлен памятник Кольке Снегиреву. Это герой баллады М.Михеева «Есть по Чуйскому тракту дорога», которая стала гимном всех шоферов и потом стала украшением фильма по книге Василия Шукшина «Живет такой парень».



    На постаменте, изображающем два автомобиля, взбирающихся на перевал, есть таблички с текстом баллады. Когда стоишь среди гор, смотришь на бурную реку, текущую по ущелью, и читаешь стихи, то и вымышленная история становится реальностью и пронизывает до мурашек. Очень впечатляет и цепляет душу!




    Есть на трассе и исторические места. То здесь, то там можно встретить старинные каменные изваяния. В простонародии – «каменные бабы». Самые популярные стоят в ста метрах от трассы в районе села Иня. Их трудно не заметить, так как в этом месте горы расходятся и образуется абсолютно горизонтальный участок степи, в центре которого и стоят вертикально камни.



    Также в этом районе есть ещё одно знаковое место – место слияния Катуни и Чуи. В высоты скалы, на которой туристами сделана импровизированная видовая площадка, отчётливо видно, как различаются по цвету воды рек. Отсюда дорога поворачивает в сторону и уходит от Катуни и продолжает свой бег вдоль Чуи.



    В целом вся трасса (без малейшего исключения) отличная! Ровный асфальт и, что самое славное, чистый. Да, да! Здесь нет ни пылинки! Хоть в под палящим солнцем, хоть под проливным дождем, здесь нет возможности испачкать машину. Конечно, если не съезжать с асфальта на грунтовки. Под ливнем, который нас преследовал в дальнейшем на протяжении трети пути, и обливаемый потоками воды от проходящих автомобилей, наш «домик на колёсах» оставался чистым. Такого мы никогда ранее не видели.




    Последние 50 км до нашего конечного пункта – посёлка Кош-Агач, - горы расходятся далеко в стороны и уступают место степям. Но зато какие это горы! Величественные, могучие и … снежные! Мы впервые видели вершины, на которых даже в августе лежит снег! От этого был непередаваемый восторг! А также холод! Как же тут оказалось холодно, по сравнению с остальным Алтаем. Ранее ехали в шортах и майках, а здесь пришлось одевать не просто кофты и штаны, но и доставать куртки и подштанники!



    Никогда бы не подумали, что данный регион, расположенный в самом южном месте Сибири, приравнен к районам Крайнего Севера. Здесь вечная мерзлота, с заснеженных гор дуют леденящие ветра, а люди получают зарплату с «северными коэффициентами». Лето с +11 градусами и ветром – это нормально!


    Остановились мы в гостиничном домике, расположившемся сразу справа от въезда в Кош-Агач. Стоимость проживания – 400 руб. с человека и по 200 руб. с носа за пользование баней (по желанию). Мы использовали всё!




    Хозяева приветливые. Муж – русский, жена – из местных народностей, коих тут много, но в основном казахи. Кстати, нас сразу предупредили, что оставлять транспорт вне огороженной территории не желательно. Местные не очень любят пришлых. А при низком уровне доходов, любая возможность поживиться не считается зазорной. Если остановиться на постой у дороги или в любом месте степи (здесь негде укрыться, на километры вокруг вас будет видно из далека), то наверняка подъедет «братва» на тонированных «Жигулях» и будут предлагать «крышу», от которой отказываться опасно. При этом оплата не будет гарантировать полную безопасность.


    Расположившись в комнате и перекусив, мы с удовольствием завалились спать. За окном воет ветер и мороз, а в доме, прогретом отоплением, тело расслабляется, глазки закрываются и спать, спать, спать.


    Итог дня:
      - пробег – 414,4 км (общий пробег за 14 дней – 6186,6 км);
      - бензин, проживание, развлечения, продукты - 4200 руб. (общий расход за 14 дней – 44606,43 руб.);
      - заправка – 25 литров (общий расход за 14 дней - 430,25 литра).


    ПРОДОЛЖЕНИЕ: День 15 . "За тысячи вёрст". До свидания, Республика Алтай!

Комментариев нет:

Отправить комментарий