Блог дальневосточного Дикаря ;)

воскресенье, сентября 03, 2023

Восточные Саяны - 2023. Часть 3. На бурятских просторах

    Ссылка на предыдущие посты:
   
    День 3. Здравствуй, Бурятия
    Пока мы батонились в гостиничных кроватках, машина тоже не была брошена в чистом поле, а была загнана на охраняемую территорию. Тут и забор, и колючая проволока, и собаки по углам сидят, и камера смотрит. Стоит услуга парковки всего 50 руб. для мелких машинок.
    Дальнобойщики тоже не жалеют монет и стараются запихнуть своих мастодонтов именно под охрану, а не оставлять снаружи. Места тут по-прежнему лихие и надо вести себя внимательно.
 
Наш ночной загончик для табуна "авто лошадок". На часах семь часов, но половина уже ускакали по своим делам.
     
    Гонка двух предыдущих суток, когда очень хотелось пройти быстрее участок от Хабаровска до Читы, закончилось. С сегодняшнего дня включили режим спокойной езды и кайфа от дороги. Начали делать спонтанные остановки и гулять по понравившимся местам.
 

 
    В Чите заскочили в местный "Светофор" и накупили в дорогу разных вкусняшек. Там же купили на пробу станок для бритья с запасными лезвиями в количестве 31шт. Цена набора какая-то странная - 278руб.! Если они ещё и окажутся работоспособными, то это будет какая-то невероятно дешёвая покупка.
 

 
   Читу прошли стороной по объездной трассе, не заезжая в центр города. Она за это на нас обиделась и на всëм протяжении Читинской области поливала дождëм. Поэтому грешно было не притормозить возле Ступы Просветления и не положить дары (в виде пары конфеток) местным религиозным божествам. На всякий случай. Пусть хранят нас в пути!
 


    Внешне целая трасса на самом деле делится на многочисленные участки. За Приморье, Хабаровский край и Амурскую область отвечает ФКУ ДСД "Дальний Восток". Далее идёт отделение " Забайкалье ", потом - "Южный Байкал". Участки, обслуживаемые разными отделениями очень сильно отличаются. У байкальцев дороги супер, ямы встречаются редко. У дальневосточников дела немного хуже. В Забайкалье же состояние максимально печальное. Как будто отделение совсем не работает.


    В нескольких километрах от границы с Бурятией возле трассы стоит большой постамент с орлом на вершине. Надпись на нём гласит - "Разрез Тугнуйский".
    Этот разрез является крупнейшим на территории Восточной Сибири и Дальнего Востока, входит в тройку лидеров России по добыче каменного угля и является одним из самых перспективных и динамично развивающихся в структуре АО "СУЭК".
    В июле 2012 года на Тугнуйском разрезе экскаватор BUCYRUS 495НD № 1 отгрузил 1796000м3 вскрышной породы, что стало мировым рекордом и было включено в Книгу рекордов России как "Самый производительный экскаватор".
    В этом году рекорд был побит! По итогам июля в АО "Разрез Тугнуйский" экипаж экскаватора с емкость ковша в 41 кубический метр установил мировой рекорд производительности в месяц по отгрузке вскрышных пород в объеме 2 185 000 кубических метров. Обалдеть!
 

     Первоначально хотели уехать поближе к Улан-Удэ, но звёзды сложились на небе так, что населённый пункт Мухоршибирь (по бурятски - Мухар Шэбэр) в третий раз стал нашим местом для ночëвки.
    Впервые тут побывали в июле 2013 года и остановились в деревянной гостинице "Визит", расположенной на углу центрального перекрестка. Сейчас здание сверху покрыли сайдингом, но внутри это тот же двухэтажный деревянный дом, на заднем фасаде которого по прежнему стоят деревянные окна с резными наличниками. Передний фасад в безликом современном пластике.
    В этот раз нам здесь останавливаться не понравилось. То ли мужичок хозяин постарел и всё стало разваливаться, то ли мы стали привередливые и более требовательные. А может просто устали с дороги и потому начали придираться к мелочам.
    Номер у нас в этот раз спартанский. Зато на первом этаже и с выходом на внутренний закрытый двор, где машина отдыхает и Джоника можно выгуливать.
    Стоимость ночлега - 700руб. с человека. Собака живёт бесплатно.
 
Гостиница "Визит". Июль 2013 г.

Гостиница "Визит". Сентябрь 2023г.

Номер для "спартанцев"

     Мухоршиби́рь практически ровестник по возрасту Санкт-Петербургу. Разница всего 17 лет. Пётр 1 прорубил окно в Европу в 1703 году, а здесь первые переселенцы старообрядцы осели в 1720 году.
    До сих пор здесь встречаются постройки тех времён. К примеру, ворота, что на фото. В этом году на данном участке появились новые хозяева и началось строительство. Может быть, что данная реликвия перестанет существовать. Для нас то это что-то старинное и интересное, а для них просто обычные ворота, которыми давно никто не пользуется. Только тронь и развалятся от старости. 
 

    Общий пробег за три дня - 2800км.

 
    День 4. Очередной шаг к цели
    Из Мухоршиби́ря двинулись дальше на запад. Через пару километров съехали с трассы в поля и по грунтовке забрались к очередной ступе. Вид с вершины обалденный! С этого места запилили видеопоздравление другу, поздравив его с Днём Варенья и спели песенку Шуфутинского про один из дней сентября.
 



    Деревушка Десятниково, вынесенная с список красивейших деревень России, в этот раз выглядела депрессивно и вызывала явно не позитивные эмоции.
    Большинство домов стали не жилые, ставни заперты, ворота забиты. Привычные магазины с вкусным хлебом и вкусняшками закрылись. Люди не встречаются. Какое-то мёртвое царство. 
 




    А вот гора Спящий Лев наоборот, вызвала максимально положительные эмоции! Не только от своих восхитительных видов, но и от новой деревянной лестницы и видовых площадок. Раньше их не было и приходилось штурмовать подъем по грунтовой тропинке и траве. Сейчас же здесь всё очень удобно. 
 


    
   Не стоит игнорировать и подъем по камням на саму вершину. Он лëгкий, а вид с самой высокой точки намного лучше, чем с видовых площадок. 
 





    Ура! Свершилось! В деревне Саратовке смогли купить утреннего молочка и выхлебать его с мягкими свежими булочками.
    Молоко с первой попытки купить не удалось. Местный хозяин побрёл к себе в двор и пропал. Когда заглянули за калитку, то увидели полный срача двор, гору помоев и мусора. Однозначно, что и к продуктам там относятся не лучше. Потихоньку ретировались в машину и свалили. А вот в другом месте нам понравилось всё и удача была на нашей стороне.
    Цена - 105руб. за полтора литра.  
 


    Улан-Удэ проскочили мимо по объездной трассе и чем ближе приближались к Байкалу, тем медленнее становилось движение. Траффик в обе стороны настолько плотный, что каждый обгон превращался в отдельный тщательно подготовленный подвиг. Этот участок пути вымотал больше, чем любой дневной перегон по трассам Амурской области, Хабаровского края или Приморья. Может поэтому красота Великого пресного моря в этот раз нас не зацепила. Хотелось уже просто добраться до места ночлега. 
 



     Наконец-то Култук. Наконец-то сворот в Тункинскую долину и дорога к горам Восточного Саяна, которые с каждым километром становятся всё ближе и выше. Средняя высота Тункинских гольцов, видимых с трассы составляет от 668 до 2500 метров над уровнем моря. За ними расположены более высокие вершины, которые взмывают вверх на три километра и выше. 
 



    Позвонили в пансионат, который является точкой назначения и куда должны были заехать с утра в понедельник. Договорились, что приедем в воскресенье поздно вечером. Нам пошли навстречу, оставили комнату открытой и ключ в коридоре на гвоздике:
    - Приезжайте, сами заселятесь. По оплате потом разберёмся.
    Замечательная новость. Это означает, что появилось несколько часов свободного времени. Не долго думая, свернули с трассы и поехали проведать Аршан. 
 


    В шесть вечера в Аршане спадает суета, рынки закрыты, закатное солнце освещает только горные вершины Пика Любви и Пика Аршан.
    Прошлись до кранов с минеральной водой, проверили ассортимент и цены в магазинах и набрали минимальный набор продуктов, которые потом на месте будут по цене золота или их не будет в наличии совсем.
    Обстановка расслабила, суета прошлых дней немного отпустила.
 


     Пик Любви (на фото - вершина слева). Высота - 2124м. Путь от посёлка Аршан до вершины составляет около 4,5км. В июле 2013 года, когда мы в первый раз попали в здешние края, я побывал на этой вершине. Это было круто!


 
    Самые главные участники дорожного движения на местных трассах - рогатые "фуры, перевозящие молоко и семенной фонд говядины". Их тут не сотни, а тысячи. Разогнаться на дороге сложно даже днём, а в сумерках или по темноте вообще ехать опасно. Коровы ходят, стоят, лежат повсеместно и на них естественно нет никаких светоотражающих средств.
    К тому, что колёса шлепают по говнецу,  вообще привыкаешь очень быстро. И если верить в народную примету, что наступить в говно – хороший знак, знаменующий богатство и приток денежных средств, - то скоро должны прилететь миллионы
 


     До пансионата добрались уже по темноте. Здесь и проведем последующие две недели. Общий пробег от дома до точки назначения - 3300 км.


Комментариев нет:

Отправить комментарий