Блог дальневосточного Дикаря ;)

пятница, апреля 08, 2016

Архив. По пути из Владивостока в Хабаровск один велосипедист погиб и несколько заболели

    Читатель! Извини! Если ты, прочитав заголовок, надеешься на свежую трагедию, которая произошла на дальневосточных дорогах, то ошибешься. А между тем это правдивая история, только произошла она в далеком 1926 году и упомянута в одном из материалов журнала "За рулем" (№1, 1929 год). В целом же статья посвящена нашему бездорожью и тупому планированию хозяйственной деятельности. Читаешь строки практически вековой давности и понимаешь, что как было всё в России через заднее место, так там же и остается.


    Далее в посте предлагаю почитать архивный материал. Отсканированный и перепечатанный мною тексты одинаковы. Кому что удобно, тот то и просмотрит.

    КАК ПРОБУДИТЬ ДАЛЬНИЙ ВОСТОК

Дальневосточные впечатления


    Золото и каменный уголь, графит, мрамор и нефть, несметные богатства рыбы и пушнины, непроходимые леса драгоценных древесных пород, тигры и пантеры, кабаны и медведи, пятнистые олени, соболь, лисица, белки, минеральные источники, рисовые плантации и таинственный "жень-шень", в поисках которого бродят по тайге китайские браконьеры, - это Дальний Восток, огромная неведомая страна, раскинувшаяся по Амуру, Уссури и берегам Тихого Океана, страна, о которой мы мы знаем гораздо меньше, чем о центральной Африке, и которая до сих пор гораздо меньше изучена и исследована.
    Слухи и легенды о сказочных богатствах этого края доходят до нас уже много десятков лет, а навстречу им с запада на восток тянутся тысячи искателей новых мест из Украины и Астрахани, из центральных губерний и окраин. Тайга глотает эти горсточки людей, они теряются и рассеиваются в её бесконечных просторах, а край как был, так и остается пустыней, неподвластной человеку и хранящей свои сокровища в неприкосновенности.
    За три месяца скитаний по Дальнему Востоку я видел только маленький его уголок, но мне кажется, что таинственное слово для владения краем я разгадал, как разгадал бы его на моем месте и всякий транспортник.
    Слово это простое и общеизвестное - дороги.
    В этом слове центральный узел дальневосточной проблемы - колонизации и промышленного развития этого чудесного края и его неограниченных экспортных возможностей
    Тоненькая ниточка Уссурийской железной дороги, перерезающей ДВО от одного конца до другого и упирающаяся во Владивостокский порт, недостаточна даже теперь, когда грузооборот края совершенно ничтожен. Вдоль этой единственной артерии лепятся поселки переселенцев, а дальше на тридцать - сорок верст в сторону лежит непроходимая и неисследованная пустыня, о которой знают кое-что только охотники, да немногие отважные исследователи-краеведы.
    На привлечение и устройство переселенцев затрачиваются большие средства. Большие суммы расходуются и на индустриализацию края различными хозяйственными организациями со звучными именами - Дальрис, Дальлес, Дальуголь, Дальзолото и т.п. Но при этом странным образом игнорируется дорожный вопрос, он не стоит в центре внимания, как бы следовало. Он не является первым и основным вопросом, который должен быть разрешен прежде всего, прежде колонизации и прежде индустриализации, ибо для них дороги являются необходимой предпосылкой.
    И в результате такой недооценки, колоссальные затраты не дают почти никакого эффекта, и богатства края по прежнему остаются заколдованным "кладом", не дающимся в руки.
    В тридцати верстах от Владивостока - огромные залежи угля, которые разрабатываются Дальуглем, а во Владивостоке угольный "кризис".
    Достаточно выйти за черту любого города или поселка, чтобы непосредственно попасть в лесные дебри кедров, ясеня, лиственницы, и пр., а Дальзавод... сидит без досок и бревен и не в состоянии выполнять заказы по постройке и ремонту судов из-за отсутствия лесных материалов.


    Подобные факты случалось наблюдать на каждом шагу. И они объясняются вовсе не "головотяпством", не столько злой волей и безхозяйственностью, сколько просто бездорожьем, с которым местные жители так свыклись, что даже, как будто, его не замечают.
    Года три назад группа владивостокских спортсменов-велосипедистов задумала пробиться из Владивостока в Хабаровск. Это - дальневосточные Ленинград и Москва. Они связаны железной дорогой - расстояние 750 километров. Казалось бы, задача пустяковая, всего недельная прогулка. Однако, она оказалась невыполнимой. Из 10 участников пробега один погиб, несколько заболело, и ни один не доехал до конца.
    В таких условиях немыслима никакая колонизация.
    Простая, четкая и ясная как день мысль, что дороги надо строить прежде, чем водворять переселенцев, тонет в груде ведомственно-канцелярских соображений, может быть правильных самих по себе, но второстепенных и свидетельствующих о том, что значение дорожного строительства не дооценивается не только на метсах, но и в центральных руководящих органах.
    Автодору необходимо еще более заострить свою агитацию за дороги и внести полную ясность и отчетливость.
    Надо неустанно твердить, что проведение дорог является такой же первоочередной задачей капитального строительства, как постройка заводов; что индустриализация немыслима без транспорта; что затраты на дороги являются таким же капитальным вложением в промышленность, как, скажем, приобретение станков или сооружение электрических станций; что относительный размер бюджетных ассигнований на дорожное строительство (2-3%) до смешного мал и не соответствует масштабу задачи.
    В частности, промышленное завоевание Сибири и Дальнего Востока с их неисчерпаемыми богатствами, надо начинать не с постройки рисоочистных и крабо-консервных заводов оборудованных по последнему слову техники, а с проведения, хотя бы, самых примитивных грунтовых проселков.


    Словом, нужно повернуть мысль наших планирующих, финансирующих и регулирующих финансовую жизнь органов на 180º.
    Нужно, по крайней мере, попытаться это сделать, приложить все усилия к тому, чтобы сформировать в этом направлении общественное мнение, использовать всю нашу автодоровскую организацию, наши съезды, наш печатный орган, общую и специальную прессу.
    Нужно бить в точку до тех пор, пока понятия - "индустриализация"  и "дороги" не сольются в нашем сознании в одно целое.

А. Иерусалимский      

2 комментария:

  1. ни чего не меняется в этой стране... зачем читать, то что пишется сейчас в газетах, если все это уже написано почти 100 лет назад... (мама)

    ОтветитьУдалить