Блог дальневосточного Дикаря ;)

суббота, августа 23, 2014

От столицы до столицы. Глава 8: По залам Третьяковской галереи

    Начну с того, что особенного трепета перед выставками картин не испытываю. Если на экспозицию техники или чего-то необычного готов специально планировать поездку и преодолевать большие расстояния, то посещение художественных собраний и музеев стоит на одном из последних мест.
    В случае с Третьяковской галереей у меня случился культурный шок. Не потому, что видел знаменитые полотна прошлого. Не потому, что вблизи видел как лежат краски... И еще много подобных "не потому".
    В этом месте на меня нахлынуло детство! Сильно и мощно!


    Картины показывали те образы или события, которые так хорошо знакомы с юных лет. С репродукций, со страниц учебников истории и литературы. Это сейчас везде засилие человеко-пауканов, жрущих пиццу черепах, тупых супергеровев и прочей лабуды. Ранее был "натурпродукт".


    "Рожь" Шишкина примелькалась на стене в квартире бабушки, а его мишки "ползали" по обоям на даче у деда. Они были изучены досконально в те часы, когда родители пытались приучать к режиму дня и заставить спать после обеда.




    Образы знаменитых людей пришли со страниц учебников. К ним в обязательном порядке пририсовывались усы, бороды, рожки. Мы так привыкли к этим портретам, что даже мысль о том, что человек мог выглядеть не так, в голове не возникает.




    В качестве иллюстраций в детских книжках со сказками также использовались знаменитые сюжеты.



    Главным же потрясением стали размеры полотен. Их привыкли видеть маленькими - от нескольких до пары десятков сантиметров. На самом деле многие оказались размером со стену и писались авторами не один десяток лет!




    Третьяковка показала, что часто главное в картине - это не только изображение, а история её описания. Правда когда это сообразишь, то приходит осознание жуткое для туриста, что всю экспозицию музея изучить досконально за раз - бегая по залам, как это делают 95% посетителей, - невозможно. Начинаешь понимать тех, кто идет в музей посмотреть на несколько картин, предварительно начитавшись о них в книгах и интернете.



    К примеру, в школе нам рассказывали, что картина Перова "Тройка" показывает тяжелый детский труд. И мы писали в сочинениях: "Трое уставших и замёрзших детей тащат по зимней улице сани с бочкой, полной воды. Выливающаяся вода замерзает сосульками на поверхности бочки, что еще раз даёт понять, насколько холодно должно быть детям. Сзади повозку толкает взрослый мужчина. Ледяной ветер дует в лицо детям. Повозку сопровождает собака, бегущая справа перед детьми".
    Но мало кто знает, что для крайнего мальчика и девочки художник нашёл натурщиков быстро, а для фигуры центрального мальчика его найти не мог. Однажды Перов встретил на улице крестьянку с сыном и сразу понял, что именно такой мальчик нужен для его картины. Художнику удалось уговорить женщину разрешить написать портрет её сына и еще он узнал, что мальчика зовут Васей и он - последняя надежда и радость вдовы, похоронившей других своих детей.
    Вскоре картина была закончена и куплена Третьяковым. А через несколько лет к художнику пришла бедная женщина, в которой художник с трудом узнал мать Васи. Она рассказала, что её сын заболел и умер в прошлом году, и попросила купить у Перова картину, на которую хотела потратить последние свои сбережения. Художник объяснил, что картина уже давно продана и отвел в галерею бедную женщину, где та упала на колени перед картиной и стала молиться. Увидев эту сцену, Перов специально написал портрет Васеньки и подарил его женщине. А также написал еще одну небольшую картину, на которой изображено как повозка увозит вдаль гроб с ребенком. Данная картина висит рядом с "Тройкой".
    После такой подготовки перед просмотром начинаешь уже абсолютно по другому воспринимать полотно автора.


    В целом впечатление от галереи очень положительные и светлые. Ходишь, смотришь, с другими посетителями не толкаешься. Исключение составляют те моменты, когда приходит экскурсовод с группой и тормозится на одном месте надолго.
    Картины висят в один или два ряда, не более. От этого нет чувства нагромождения, да и вообще внутри нет тесноты. Ни в залах, ни в холлах, а туалет так вообще образец объема, чистоты и порядка.





    ТЫ ЕЩЕ НЕ БЫЛ В ТРЕТЬЯКОВСКОЙ ГАЛЕРЕЕ???
СХОДИ ОБЯЗАТЕЛЬНО!!!!!!!!


    ПРИКЛЮЧЕНИЯ ПРОДОЛЖАЮТСЯ  (Питерские приключения)

Комментариев нет:

Отправить комментарий