Блог дальневосточного Дикаря ;)

понедельник, января 11, 2016

Речные истории. Трагедия российских "Мурен"

    Моё первое знакомство с кораблем на воздушной подушке "Мурена" (КВП) произошло в 1985 году, через несколько дней после выхода боевого корабля на речные просторы. Стоял обычный теплый день и масса мужиков со спиннингами и закидушками сидели на берегу Амурской протоки на дамбе затона, что расположен в районе ул.Радищева, и ловили рыбу.
    Внезапно со стороны Амура появилось что-то огромное, шумное и разбрасывающее миллионы брызг. Все смотрели завороженно на вращающиеся винты и впадали в ступор, увидев необычную технику. Так стояли разинув рот до тех пор, пока кто-то не закричал:
    - Люди! Она же не успеет до берега затормозить!!
    И вот тут мы побежали! Да не просто переставляли ноги, а неслись сломя голову на вершину дамбы, а потом катились кубарем по её обратной стороне. В это время управляемая кривыми руками боевая машина уже выскочила на берег и неслась по нему вдоль кромки воды, поднимая в воздух тонны песка.


    Разворачивалась "Мурена" на суше, добавив в воздух еще порцию грунта, и ушла в сторону судостроительного завода.
    Как только немного осела песчаная туча и появилась возможность открыть глаза и рот, как над затоном раздались десятки проклятий в адрес военных моряков. С берега бесследно исчезли все снасти, рюкзаки, сумки и прочие вещи, что были оставлены впопыхах. Всё это "Мурена" как корова языком слизала с поверхности берега. Благо, что никто из людей не пострадал.
    Вот так хитросплетение судьбы познакомило с первым десантным кораблем проекта 12061 (по классификации НАТО - Tsaplya class).



    Главным назначением "Мурен" являлось обеспечение высадки десанта на необорудованное побережье. Одно судно было способно перевезти:
    - или 1 танк массой до 48,6 тонн;
    - или 3 бронетранспортера (вариант - 2 боевые машины пехоты);
    - или грузовая палуба оборудуется для размещения 130 человек.
    Погрузка внутрь осуществлялась как с помощью трапа, так и через специальный люк.




    Огневая поддержка десанта обеспечивалась с помощью двух шестиствольных артиллерийских установок АК-306 (боекомплект - 1000 снарядов), 8 комплектов переносных зенитных ракетных комплекса типа "Игла", двух 30-мм автоматических установок БП-30 с гранатометами АГС-17 "Пламя" (боекомплект - 800 гранат).
    Кроме перевозки людей и техники "Мурена" способна заниматься установкой мин заграждения (от 10 до 24, в зависимости от типа).
    Корпус катера - цельносварной, выполнен из высокопрочного алюминиево-магниевого сплава стойкого к коррозии. Для повышения живучести применено бронирование поста управления.


    При своей массе в 150 тонн и габаритах 31,3 х 14,8 метра "Мурена" способна преодолевать вертикальные обрывы высотой до 1,25 метра, канавы и рвы глубиной до 1,5 метров и выходить на берег высотой от 2,5 до 3 м с уклоном 14° при скорости в 10-15 узлов.
    Для нагнетания воздуха в подушки и обеспечения работы винтов на катере установлены два высокотемпературных газотурбинных двигателя мощностью по 10 000 л.с. Воздушная подушка образуется с помощью двух нагнетательных агрегатов с осевым рабочим колесом диаметром 2,2 м. Создание тяги для движения осуществляется двумя реверсивными винтами с принудительным управлением шага. Винты диаметром 3,5 м установлены в кольцевых насадках.



    При всех своих преимуществах КВП пр.12061 корабль -"однодневка" (заявленная автономность плавания одни сутки при суммарной дальности плавания в 200 миль). Он не предназначен для выполнения долгосрочных задач.


    Проект "Мурены" разрабатывался в центральном морском конструкторском бюро "Алмаз", под руководством Юрия Мохова. Первый КВП пр.12061 (Д-453) был построен в 1985 г. на Хабаровском судостроительном заводе и имел строительный №310.


    Для нужд десантных частей ВМФ были построены восемь "Мурен". Он производились с 1985 г. по 1992 г. по одной в год и имели литеры обозначения Д 453, Д 458, Д 259, Д 285, Д 447, Д323, Д142, Д1 43.
    В тяжелых условиях, сложившихся после распада СССР, строительство было прервано, а спущенные на воду КВП пр.12061 с 1992 года использовались в основном для нужд пограничников на Дальнем Востоке для пресечения нарушений водных рубежей Российской Федерации.
    Возле Хабаровска база боевых кораблей располагалась на Заячьем острове. Для них был построен специальный бетонный причал, позволяющий катерам заезжать на берег и спускаться на водную гладь Амура.


    Плановое техническое обслуживание и ремонт корабли проходили как на месте стоянки, так и в цехах судостроительного завода. Транспортировка осуществлялась как своим ходом, так и с помощью барж.








    5 августа 2002 года между Российской Федерацией и Республикой Корея был заключен контракт в области военно-морского сотрудничества. Согласно ему для нужд корейских военно-морских сил в Хабаровске были изготовлены три корабля пр.12061Э (Э - экспортный). Зарубежных заказчиков привлекала способность "Мурен" передвигаться на больших скоростях вдоль берегов, что позволяло им не попадать под действия радиолокаторов.










    В 2005 году с одним из кораблей прошел курьезный случай.
    Описание с одного из форумов, посвященных кораблям:
    "В Корее, после окончания передаточных испытаний корейский командир уломал старшего сдаточной команды чтобы ему дали порулить. Ему пошли на встречу и посадили за "рога" (рычаги управления КВП). Пока ехали по воде вроде у корейца все получалось и тут он, осмелев, решил сам зайти на площадку и, не рассчитав скорости и инерции корабля, въехал в ангар. Не приземлился вовремя. А так как акт передачи еще не был подписан, то всю вину в случившемся корейцы свалили на хабаровчан и те за свой счет отремонтировали корабль и ангар заодно. После этого перед ангаром построили офигенный отбойник и за руль до подписания не сажали и приземляться они стали еще на слипе, а потом на брюхе ползли на площадку. Только на третьем заказе командир научился залетать как положено и садиться где надо".






    В дальнейшем все три КПВ успешно вошли с строй и эксплуатируются южнокорейскими военными.


 


    С российскими кораблями все сложилось намного печальнее.
    Как рассказал научный редактор журнала "Экспорт вооружений" Михаил Барабанов, вся восьмерка готовых "Мурен" вошла в состав базировавшейся на Амуре дивизии речных кораблей Тихоокеанского флота (то есть фактически Амурской флотилии), а в 1994 году вместе со всей дивизией была передана Федеральной пограничной службе. Однако широкого применения у стражей морских рубежей катера не нашли. Один из них списали в 1996-м ввиду повреждений, полученных при аварии, которая произошла четырьмя годами ранее. Остальные "Мурены" вскоре были поставлены на прикол. В 2004 году пять КВП списали, а затем утилизировали.
    Еще два катера остаются на хранении в Хабаровске. Вместе с тем одна из этих «Мурен» после частичного ремонта использовалась для подготовки южнокорейских экипажей.

5 комментариев:

  1. Ответы
    1. Деньги лихо на ветер пустили. Многие миллионы рублей ушли на металлолом.

      Удалить
  2. техника мощная, проходимость великолепная, особенно в нашей глухомани, но все как всегда..... все, на чем нельзя "быстрые " деньги сделать - ни кому в стране не нужно... вот на металл и уходит такая техника (мама)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Их делали специально для того, чтобы использовать совместно с большим кораблем, куда бы они могли сами залетать внутрь с воды через специальный люк. Но "Мурены" построили, а корабль так и остался на чертежах.

      Удалить
  3. эти "мурены" в затоне возле нашего судостроительного испытывались и мы смотреть ходили, как они там на дамбу с воды "залетали" на скорости (мама)

    ОтветитьУдалить