Часть 1. Подготовка к автопутешествию.
Часть 2. Первая тысяча километров.
Часть 3. От Амурской области до Иркутска.
Часть 4. Жизнь в Иркутске и дорога на Ольхон.
Часть 5. Жизнь и театр на Ольхоне.
Часть 6. От Байкала до Омска.
Часть 7. Вокруг Казахстана, метеоритная столица и самый большой конный памятник России.
Часть 8. Полицейский развод в Татарстане, грустная Сызрань, восхитительный Мамаев курган и степи Калмыкии.
День 27
Ночевали в Будённовске. Он является тем самым городком, который в июне 1995 года был захвачен группой террористов в составе 195 человек во главе с Шамилем Басаевым. Произошли нападения на Дом детского творчества, пожарную часть, здания инкассации, Сбербанка, Промстройбанка, медицинского училища. Расстреливались частные домовладения. После того была захвачена Буденновская районная больница, где в тот момент находились 650 больных и 450 работников. В те трагические дни погибло 147 человек и более 415 человек были ранены.
Мы спросили у местных о местонахождении больницы и оказалось, что она находится в полукилометре от места нашего проживания.
Корпуса занимают довольно большую площадь. Между ними обилие зелени и клумб. Если не знаешь, что здесь произошла трагедия, то всё очень уютно. Но стоит зайти вглубь территории, как попадаешь в сквер. Здесь много могил и постаментов, увековечивающих память погибших. Жутковатое место.
После таких впечатлений пересечение границы Ставрополья с Дагестаном воспринималось одновременно и с восторгом ("Ого! Куда мы заехали!") и с чувством огромной тревоги. Это состояние не покидало в дальнейшем на всём протяжении нашего пути по среднеазиатским республикам.
Дорога по Дагестану до Кочубея скучная. Ровная и прямая как стрела, окружённая выжженными солнцем степями до самого горизонта. Эту картинку разбавляют только редкие попутные машины и могилки лихачей, погибших на этой трассе. Причём мусульманские могилы находятся с одной стороны дороги, а все остальные - с другой.
При езде на данном участке стоит учесть то, что здесь НЕТ ЗАПРАВОК! Они брошены или разбиты. Если увидите, что где-то продают топливо, то сразу заправляйтесь! Цены тоже ползут вверх. От средних по России они выше на 4 рубля и более.
Ну ладно о плохом. Здесь есть много хорошего! Но это хорошее начинается при приблежении к Кочубею. Здесь появляются виноградники и торговцы этой вкусняшкой! Мы ехали и покупали, съедали и снова покупали. В дороге от этого было кайфово!
Цена на виноград - 150 руб за ВЕДРО! Тут хочешь или не хочешь, а будешь рад!
Чем ближе мы приближались к цели нашего путешествия, тем лучше становился асфальт и увеличивалось количество машин, особенно после Кизляра в направлении Бабаюрта. Но мы не ищем лёгких путей и именно в Бабаюрте навигатор над нами подшутил, а мы это в начале не заметили, а когда догадались, то уже было поздно.
В Бабаюрте нам надо было резко повернуть налево, проехать немного назад и потом уйти в сторону Каспийского моря и потом ехать по его побережью по хорошей трассе. Мы же поехали по знакам и уехали в сторону Хасавюрта вместе с основным потоком машин. Дорога до этого населённого пункта ушатана фурами, а сам городок ужасен, грязен и с кучей автомобильных пробок.
Единственная радость - трасса "Кавказ". Она проходит через Хасавюрт и ведёт прямиком до Дербента. Дорога хорошая! И редкие затруднения создают только ремонтные работы. Но мы ехали вечером и потому до Дербента проскочили достаточно удачно.
Остановились в мини-гостинице "Уют". Это частный коттедж, сделанный в виде гостевого дома. В номерах есть собственная ванная комната, телевизор, чайник. Кому повезёт, у того холодильник. Правда мы потом сказали хозяевам, чтобы они холодильник поставили в общий холл, чтобы стало проще всем гостям.
Машину оставляли на территории автосервиса через дорогу. Он тоже принадлежит владельцам коттеджа.
Пока заселялись, мылись и быстро перекусывали, на Дербент наползали сумерки.Через приложение Яндекса вызвали себе такси и попросили отвезти к крепости, но водитель посоветовал этого не делать:
- Она уже закрылась. Мечеть тоже закрылась. Да и вообще уже всё закрылось.
- А отвезите туда, где можно хоть что-то посмотреть.
- Давайте я вам море покажу и набережную.
- Отлично!
Ехали прилично и сумма за такси оказалась "гигантской" - 82 рубля. Мы дали сотню и тем самым очень порадовали водителя.
Набережная нам понравилась. Здесь много людей и ларьков с закусками. А главное - ЗДЕСЬ ЕСТЬ ОСВЕЩЕНИЕ! Стоит уйти с набережной, как попадаешь в темноту. Дербент - очень тёмный город! Впрочем как большинство населённых пунктов этого региона. Как только садится солнце, так пропадают с улиц люди и становится темно. И только в редких случаях виден свет в окнах. Дороги же не освещаются совсем. Люди в чёрных одеждах бросаются под колёса. Жутковатое зрелище.
К примеру, на фото ниже за нами раскинулся Дербент. Но свет только в зоне набережной. Далее несколько ламп и темнота. А на самом деле там десятки домов!
Нам всё это было неважно! Так как мы услышали, а потом и увидели ночное Каспийское море! Оно Очень теплое и уютное!!! Обязательно помочили в нём ножки, а Джоник - лапки.
Состояние души можно было бы назвать в тот момент близким к идеальному, но всё портил нездоровый интерес к Джонику. Если можно было понять детей, которые увидели маленькую собачку и хотели погладить, но взрослых, которые просто сходили с ума, - нет! Они тоже лезли к нам в надежде погладить собаку, продавцы бросали торговлю и шли за нами, щёлкая телефонами или записывая видео.
Апофеозом этого бреда стало нападение жирной восточной бабы, которая вцепилась мне в руку и орала, чтобы я ей продал Джоника:
- Продавай собаку! Сколько тебе надо? Десять тысяч? Двадцать?
- Не продаётся!
- Тридцать? Сорок?
- Он у нас как РЕБЁНОК! Отстаньте!
- Совсем дурак! Деньги не нужны что ли!!???
При это у неё за спиной маячили в темноте два восточных амбала. А вокруг собиралась толпа зевак, которые были явно не на нашей стороне. Каким-то чудом удалось избавиться от этой "назойливой мухи", найти первое попавшееся такси и уехать в гостиницу. Тоже за 100 рублей.
После этого мы заперли не только номер, но и весь этаж. И с тревогой в душе легли спать.
Видео о дороге от Будённовска до Дербента и немного ночного Каспия.
День 28
Главным объектом паломничества для туристов в Дербенте является древняя крепость Нарын-Кала. Её видно издалека, но попасть на машине, не зная дороги, просто нереально! Навигатор сходит с ума и показывает бред! Мы смогли обнаружить путь только после того, как обратились к местным.
Всё дело в том, что перед самой крепостью надо проехать небольшой тоннель, а потом резко нырнуть в проулок слева от дороги и по частному сектору доехать до крепости, постоянно съезжая в сторону от знаков "Главная дорога". Никаких указателей, показывающих направление движения к крепости нет!
Нарын-Кала - древняя доарабская цитадель. Она являлась частью Дербентской крепости, которая состояла из нескольких грандиозных сооружений:
- цитадель Нарын-Кала;
- Дербентская стена. Это две параллельные крепостные стены примыкавшие к цитадели и своей восточной оконечностью уходившие в море, препятствуя обходу крепости по мелководью и образуя гавань для судов. Между отстоящими друг от друга стенами на 350-450 метров лежал Дербент;
- Даг-бары (Горная стена). К западу от цитадели на 40 км тянулась Горная стена, призванная предотвратить обход крепости по горным долинам и перевалам. Несмотря на возраст, крепость столетиями играла важнейшую оборонительную роль.
Частей стен сохранилось мало, а вот цитадель находится в отличном состоянии и радует своим видом сотни туристов.
Забавный факт: историки утверждают о том, что крепость выстроена в VI веке на Джалганском хребте по приказу персидского правителя Хосрова I Ануширвана. А вот местное население упорно твердит, что она намного старше. И что Дербенту на 2000 лет, а целых - 5000 лет. И бесполезно их переубеждать. Это уже их личная местная легенда и они в неё верят.
Наше посещение цитадели вышло экстремальным! С каждой минутой нашего там пребывания усиливался ветер и всё сильнее лил дождь. Половину крепости мы ползли по каменным стенам под косыми струями дождя, сдуваемые ветром. Мне лично было ссыкотно, так как не очень дружу с высотой. Об этом Лена потом писала в нашем канале о путешествии:
"Отношение к высоте у Женичкина однообразное - обойти! Но, если уже забрался, то держаться как можно крепче :)".
Мокрые, "ощипанные", но не побеждённые мы покорили цитадель! Она КРУТАЯ и оставила очень приятные впечатления!
С самим же Дербентом у нас отношения не сложились. Туда хорошо ехать с каким-нибудь туром - туристическим или блоготуром. Когда перед тобой расстилаются организаторы и водят за ручку по "злачным" местам. Благо ещё и тем, кто имеет восточную внешность и не выделяется из местной толпы стилем одежды. Для таких как мы - кто просто приехал сюда сам, - он неуютен. Ты в нём чужак, на которого все косятся, морщатся и потом плюют вслед. Если ты не чей-то гость, то ты - никто. И желают, чтобы ты побыстрее убрался отсюда.
Ещё Дербент очень похож на китайские городки своим хаотичным движением на дорогах. Все едут как хотят и беспрерывно сигналят. Просят пропустить - сигналят. Пропустили - сигналят с благодарностью. Не пропустили - сигналят с матами. Увидели на обочине знакомого - сигналят здороваясь. Увидели памятник - сигналят. Въезжают в тоннель - сигналят. И т.д., и т.п. Местные пацанчеги спиливают витки на подвеске, после чего их "Лады" ползают на брюхе через "лежачих полицейских". Причём не поперёк, а вдоль - захватывая сразу несколько полос движения.
В целом Дагестан относительно равномерен по уровню жизни, обстановке вокруг и качеству дорог. Чуть цивилизованнее живётся в крупных городах, но в остальном регион грязный, хаотичный и торгашеский. Яркий пример - Хасавюрт. Это аналог китайской деревни, только вместо продуктовых и тряпичных лавок повсеместно автосервисы, автомойки и продажа стройматериалов.
Чечня солиднее Дагестана. Чем ближе к столице, тем шире и качественнее дороги. Населённые пункты богаче и вылизаны до пылинки. Везде портреты Кадырова, ну и Путина немало.
Если до начала путешествия мы хотели проехать по Грозному, заглянуть туда или сюда, то, находясь на месте, это желание пропало. Мимо проносились названия населённых пунктов, известных нам со времен локальных конфликтов, войн и террактов в данном регионе. Хасавьюрт, Гудермес, Грозный, Аргун, Беслан и т.д. Никакого желания посещать их не было. По возможности ехали по объездным трассам и только там, где это было невозможно, совались в города.
Весь день ехали по дождю. И он нигде не прекращался. За это время проехали всего полтысячи километров! Виной тому дёрганый и нервный трафик на дорогах.
В конце концов упёрлись в самую большую пробку для дальнобоев! Она образуется перед постом с Кабардино-Балкарией и тянется на километры. Легковым автомобилям проще! Они идут по отдельной полосе и их досмотр проходит быстро. К тому же осматривают в основном машины с номерами местных регионов. У нас только проверили паспорта и зафиксировали тот факт, что мы выехали из Чечни и Дагестана в целости и сохранности.
До места последние 40 километров ехали по серпантинам, но окружающей природы не видели. Было темно и дождливо. Но чувствовалось, что завтра при свете дня будет море восторгов. Уже по темноте добрались до Приэльбрусья и остановились в городке Тырныауз, сняв отличную 2-х комнатную квартиру по цене номера в хостеле!
Завтра мы рванём на Эльбрус!!!
Видео дня: "Крепость в Дербенте и дорога до Приэльбрусья"
День 29
Пока вчера по темноте добиралсь до Тырныауза, то конечно же не могли увидеть той красоты горной дороги, какая предстала перед нами утром! Прогноз погоды был неутешителен:
- возле Эльбруса +3 градуса (дождь);
- на верхней точке подъемника -14 (снег).
Ждать погоды мы не могли! У нас есть время только сегодня. Без вариантов! Достали дудочки и свистки. Покамлали на погоду. Одели тёплые вещи и поехали к Эльбрусу.
Джоника в это высотное приключение с собою не взяли, а оставили отдыхать на съемной квартире.
По серпантинам за час добрались до первой станции канатной дороги "Азау", находящейся на высоте 2350 метров. Машину просто так на обочине поставить нельзя. Всех загоняют на платную парковку и берут по 100 рублей с тачки.
Билет на все подъемники стоит по 1200 рублей с человека. Оплата как наличкой, так и по карте. Самое главное, что рядом с кассами стоит банкомат Сбербанка! В нём ОБЯЗАТЕЛЬНО надо снять наличку для покупки сувениров. От этого не сможете устоять!!!!
Первая очередь подъемника вознесла нас до станции "Старый кругозор" на высоту 3000 метров. Всего за пять минут! В закрытой стеклянной кабинке было очень комфортно и жарковато. Мы даже ворчали на самих себя, что надели кучу тёплой одежды - кофты, термобельё и т.д.
На "Азау" людей было единицы, а на "Старом Кругозоре" попали в очередь из альпинистов. Все они рвались вверх! К станции "Мир"!
Станция "Мир" находится на высоте 3500 метров. Чтобы добраться до неё надо преодолеть на канатной дороге путь в 1,8 км. Подъемник "пролетает" это расстояние всего за 5 мин 13 сек.
В начале этот участок пути был не очень интересен, но потом мы нырнули в облака! И тут уже началась лотерея - выскочим из облаков или нет? В первом случае мы сможем увидеть вершины! Во-втором - нет!
НАМ ПОВЕЗЛО!!!! Мы выскочили за облака и увидели очень синее небо! Очень яркое небо! Без очков, защищающих от солнца, здесь находиться уже не комфортно.
Возле станции "Мир" много людей. Они ходят, смотрят на пейзажи, пьют чай в кафе, фотографируются. Всё это не спеша! Начинает давить высота и все привыкают к ней, проходя хоть какую-то акклиматизацию. Мы же, на адреналине и в эйфории от пейзажей вокруг, поступили опрометчиво и сразу ринулись на третий подъемник.
Третья очередь канатной дороги начинается от станции "Мир" (3500 м) и идет до станции "Гара - Баши" (3850 м). Оказывается, что сюда рискуют забраться не все! Потому и пропускная способность этого участка составляет всего треть от двух предыдущих. Сюда едут только те, кто готов идти на восхождение. Ну и такие чокнутые, как мы!
О том, что нельзя сразу штурмовать высоту без привыкания, мы поняли сразу как сделали первые шаги из кабинки. Ноги не шли! А давление придавило так, что в висках стала пульсировать кровь. Но до снега надо было дойти! Обязательно!
Мы шли! ШЛИ! Вернее двигались как улитки. Каждый шаг давался с трудом, но мы ползли вверх по склону!
И дошли! Добрались! Покорили! Высоту в 4000 метров! Далее мы продвигаться не рискнули, но даже то, что смогли сделать, вызывало восторг! А ведь ещё вчера мы были возле Каспийского моря!
Здесь Лена набрала полные карманы камешков (вот так и растаскивают вершины) и мы поехали назад.
На станции "Мир" мы задержались на некоторое время. Сил просто не было! В начале мы просто гуляли и заглянули к монументу, установленному в честь защитников Эльбруса и кавказских перевалов в годы Великой Отечественной войны.
А потом застопорились возле торговки сувенирами и разной теплой одеждой с атрибутикой Эльбруса. И как начали всё скупать!!!! Иначе невозможно! Ну где ещё можно купить свитер крупной вязки из натуральной шерсти за 1000 рублей или шапки по 150 и 200 рублей? Магниты получить на сдачу или приобрести пачкой по 3-4 шт за сто рублей? Ну где? Нигде!
Синдром шопоголика не отпустил нас и после спуска. Пока дошли до машины, то спустили на разные сувениры и вещи очень большую сумму. Зато были такие довольные, что ни в сказке сказать, ни пером описать!
После восхождения на Эльбрус мы устроили небольшой отдых. Пока Лена готовила и собирала вещи, мне даже удалось немного подремать. Это было очень важно, так как предстоял довольно сложный ночной перегон до Чёрного моря.
Немного погодя загрузились, украсили автобокс очередными трофеями, сдали ключи и тронулись в путь.
Закат и темнота накрыли нас довольно быстро. Оказалось, что в здешних краях очень рано и быстро темнеет. К тому же не только ночи, но и вечера ОЧЕНЬ тёмные!
Заехали в Пятигорск. Он явился бальзамом для сердца и радостью для глаз после пыльных, грязных и неухоженных городов, которые посещали в последнее время. Чистый, красивый и уютный! С удовольствием покатались по городу.
Единственный его минус, как и всех городов этого региона, - минимум или полное отсутствие вечернего освещения улиц. Часам к девяти на улицах практически нет людей, а в домах гасят свет и ложатся спать. Очень не привычно.
Подъемник на гору Машук естественно уже не работал и всё, что мы знали о местных достопримечательностях, так это то, что здесь убили Лермонтова и литературный герой Остап Бендер продавал билеты в Провал. Где этот Провал и что это вообще такое? Не имели ни малейшего понятия, но НАШЛИ. И оказалось, что Провал - это озеро. Маленькое и воняет сероводородом. Но там вокруг суперская атмосфера!
А дальше была долгая дорога! Ночная трасса "Кавказ" от Пятигорска до Армавира шикарна. Машин мало, асфальт гладкий. Наличие двух полос в каждом направлении сменяется тремя полосами с местами для обгона. Под аудиокнигу ехать было кайфово!
От Армавира до Майкопа дорога относительно ровная, а вот далее она превратилась в "кардиограмму психа". Сотни поворотов серпантина от 90 до 180 градусов. Ушатало нас конкретно. Покрытие дороги плохое только в одном месте на перевале километров за тридцать от Туапсе. Там гравийка, но аккуратно по ней проезжается без проблем.
В итоге до Туапсе ехали с шести вечера до шести утра. 12 часов ровно! И это без единой пробки, так как всё происходило ночью. Днём такое бы не удалось однозначно!
Этот день закончился утром! Спать конечно же уже не ложились, но о том, как начались наши черноморские каникулы, поведаем в следующей записи. А пока очередные ежедневные видео: "Поездка на Эльбрус" и "Ночной перегон от Тырныауза до Сочи".
ПРОДОЛЖЕНИЕ: "Часть 10 (дни 30-33). Черноморский отдых и дорога в Крым (фото и видео)".
P.S. Приглашаем в Телеграмм на наш канал, рассказывающий о путешествии "Половина экватора" и других поездках. Приходите, читайте, подписывайтесь! Ссылка на канал: http://tele.click/dikaridv_trip
Часть 2. Первая тысяча километров.
Часть 3. От Амурской области до Иркутска.
Часть 4. Жизнь в Иркутске и дорога на Ольхон.
Часть 5. Жизнь и театр на Ольхоне.
Часть 6. От Байкала до Омска.
Часть 7. Вокруг Казахстана, метеоритная столица и самый большой конный памятник России.
Часть 8. Полицейский развод в Татарстане, грустная Сызрань, восхитительный Мамаев курган и степи Калмыкии.
День 27
Ночевали в Будённовске. Он является тем самым городком, который в июне 1995 года был захвачен группой террористов в составе 195 человек во главе с Шамилем Басаевым. Произошли нападения на Дом детского творчества, пожарную часть, здания инкассации, Сбербанка, Промстройбанка, медицинского училища. Расстреливались частные домовладения. После того была захвачена Буденновская районная больница, где в тот момент находились 650 больных и 450 работников. В те трагические дни погибло 147 человек и более 415 человек были ранены.
Мы спросили у местных о местонахождении больницы и оказалось, что она находится в полукилометре от места нашего проживания.
Корпуса занимают довольно большую площадь. Между ними обилие зелени и клумб. Если не знаешь, что здесь произошла трагедия, то всё очень уютно. Но стоит зайти вглубь территории, как попадаешь в сквер. Здесь много могил и постаментов, увековечивающих память погибших. Жутковатое место.
После таких впечатлений пересечение границы Ставрополья с Дагестаном воспринималось одновременно и с восторгом ("Ого! Куда мы заехали!") и с чувством огромной тревоги. Это состояние не покидало в дальнейшем на всём протяжении нашего пути по среднеазиатским республикам.
Дорога по Дагестану до Кочубея скучная. Ровная и прямая как стрела, окружённая выжженными солнцем степями до самого горизонта. Эту картинку разбавляют только редкие попутные машины и могилки лихачей, погибших на этой трассе. Причём мусульманские могилы находятся с одной стороны дороги, а все остальные - с другой.
При езде на данном участке стоит учесть то, что здесь НЕТ ЗАПРАВОК! Они брошены или разбиты. Если увидите, что где-то продают топливо, то сразу заправляйтесь! Цены тоже ползут вверх. От средних по России они выше на 4 рубля и более.
Ну ладно о плохом. Здесь есть много хорошего! Но это хорошее начинается при приблежении к Кочубею. Здесь появляются виноградники и торговцы этой вкусняшкой! Мы ехали и покупали, съедали и снова покупали. В дороге от этого было кайфово!
Цена на виноград - 150 руб за ВЕДРО! Тут хочешь или не хочешь, а будешь рад!
Чем ближе мы приближались к цели нашего путешествия, тем лучше становился асфальт и увеличивалось количество машин, особенно после Кизляра в направлении Бабаюрта. Но мы не ищем лёгких путей и именно в Бабаюрте навигатор над нами подшутил, а мы это в начале не заметили, а когда догадались, то уже было поздно.
В Бабаюрте нам надо было резко повернуть налево, проехать немного назад и потом уйти в сторону Каспийского моря и потом ехать по его побережью по хорошей трассе. Мы же поехали по знакам и уехали в сторону Хасавюрта вместе с основным потоком машин. Дорога до этого населённого пункта ушатана фурами, а сам городок ужасен, грязен и с кучей автомобильных пробок.
Единственная радость - трасса "Кавказ". Она проходит через Хасавюрт и ведёт прямиком до Дербента. Дорога хорошая! И редкие затруднения создают только ремонтные работы. Но мы ехали вечером и потому до Дербента проскочили достаточно удачно.
Остановились в мини-гостинице "Уют". Это частный коттедж, сделанный в виде гостевого дома. В номерах есть собственная ванная комната, телевизор, чайник. Кому повезёт, у того холодильник. Правда мы потом сказали хозяевам, чтобы они холодильник поставили в общий холл, чтобы стало проще всем гостям.
Машину оставляли на территории автосервиса через дорогу. Он тоже принадлежит владельцам коттеджа.
Пока заселялись, мылись и быстро перекусывали, на Дербент наползали сумерки.Через приложение Яндекса вызвали себе такси и попросили отвезти к крепости, но водитель посоветовал этого не делать:
- Она уже закрылась. Мечеть тоже закрылась. Да и вообще уже всё закрылось.
- А отвезите туда, где можно хоть что-то посмотреть.
- Давайте я вам море покажу и набережную.
- Отлично!
Ехали прилично и сумма за такси оказалась "гигантской" - 82 рубля. Мы дали сотню и тем самым очень порадовали водителя.
Набережная нам понравилась. Здесь много людей и ларьков с закусками. А главное - ЗДЕСЬ ЕСТЬ ОСВЕЩЕНИЕ! Стоит уйти с набережной, как попадаешь в темноту. Дербент - очень тёмный город! Впрочем как большинство населённых пунктов этого региона. Как только садится солнце, так пропадают с улиц люди и становится темно. И только в редких случаях виден свет в окнах. Дороги же не освещаются совсем. Люди в чёрных одеждах бросаются под колёса. Жутковатое зрелище.
К примеру, на фото ниже за нами раскинулся Дербент. Но свет только в зоне набережной. Далее несколько ламп и темнота. А на самом деле там десятки домов!
Нам всё это было неважно! Так как мы услышали, а потом и увидели ночное Каспийское море! Оно Очень теплое и уютное!!! Обязательно помочили в нём ножки, а Джоник - лапки.
Состояние души можно было бы назвать в тот момент близким к идеальному, но всё портил нездоровый интерес к Джонику. Если можно было понять детей, которые увидели маленькую собачку и хотели погладить, но взрослых, которые просто сходили с ума, - нет! Они тоже лезли к нам в надежде погладить собаку, продавцы бросали торговлю и шли за нами, щёлкая телефонами или записывая видео.
Апофеозом этого бреда стало нападение жирной восточной бабы, которая вцепилась мне в руку и орала, чтобы я ей продал Джоника:
- Продавай собаку! Сколько тебе надо? Десять тысяч? Двадцать?
- Не продаётся!
- Тридцать? Сорок?
- Он у нас как РЕБЁНОК! Отстаньте!
- Совсем дурак! Деньги не нужны что ли!!???
При это у неё за спиной маячили в темноте два восточных амбала. А вокруг собиралась толпа зевак, которые были явно не на нашей стороне. Каким-то чудом удалось избавиться от этой "назойливой мухи", найти первое попавшееся такси и уехать в гостиницу. Тоже за 100 рублей.
После этого мы заперли не только номер, но и весь этаж. И с тревогой в душе легли спать.
Видео о дороге от Будённовска до Дербента и немного ночного Каспия.
День 28
Главным объектом паломничества для туристов в Дербенте является древняя крепость Нарын-Кала. Её видно издалека, но попасть на машине, не зная дороги, просто нереально! Навигатор сходит с ума и показывает бред! Мы смогли обнаружить путь только после того, как обратились к местным.
Всё дело в том, что перед самой крепостью надо проехать небольшой тоннель, а потом резко нырнуть в проулок слева от дороги и по частному сектору доехать до крепости, постоянно съезжая в сторону от знаков "Главная дорога". Никаких указателей, показывающих направление движения к крепости нет!
Нарын-Кала - древняя доарабская цитадель. Она являлась частью Дербентской крепости, которая состояла из нескольких грандиозных сооружений:
- цитадель Нарын-Кала;
- Дербентская стена. Это две параллельные крепостные стены примыкавшие к цитадели и своей восточной оконечностью уходившие в море, препятствуя обходу крепости по мелководью и образуя гавань для судов. Между отстоящими друг от друга стенами на 350-450 метров лежал Дербент;
- Даг-бары (Горная стена). К западу от цитадели на 40 км тянулась Горная стена, призванная предотвратить обход крепости по горным долинам и перевалам. Несмотря на возраст, крепость столетиями играла важнейшую оборонительную роль.
Частей стен сохранилось мало, а вот цитадель находится в отличном состоянии и радует своим видом сотни туристов.
Забавный факт: историки утверждают о том, что крепость выстроена в VI веке на Джалганском хребте по приказу персидского правителя Хосрова I Ануширвана. А вот местное население упорно твердит, что она намного старше. И что Дербенту на 2000 лет, а целых - 5000 лет. И бесполезно их переубеждать. Это уже их личная местная легенда и они в неё верят.
Наше посещение цитадели вышло экстремальным! С каждой минутой нашего там пребывания усиливался ветер и всё сильнее лил дождь. Половину крепости мы ползли по каменным стенам под косыми струями дождя, сдуваемые ветром. Мне лично было ссыкотно, так как не очень дружу с высотой. Об этом Лена потом писала в нашем канале о путешествии:
"Отношение к высоте у Женичкина однообразное - обойти! Но, если уже забрался, то держаться как можно крепче :)".
Мокрые, "ощипанные", но не побеждённые мы покорили цитадель! Она КРУТАЯ и оставила очень приятные впечатления!
С самим же Дербентом у нас отношения не сложились. Туда хорошо ехать с каким-нибудь туром - туристическим или блоготуром. Когда перед тобой расстилаются организаторы и водят за ручку по "злачным" местам. Благо ещё и тем, кто имеет восточную внешность и не выделяется из местной толпы стилем одежды. Для таких как мы - кто просто приехал сюда сам, - он неуютен. Ты в нём чужак, на которого все косятся, морщатся и потом плюют вслед. Если ты не чей-то гость, то ты - никто. И желают, чтобы ты побыстрее убрался отсюда.
Ещё Дербент очень похож на китайские городки своим хаотичным движением на дорогах. Все едут как хотят и беспрерывно сигналят. Просят пропустить - сигналят. Пропустили - сигналят с благодарностью. Не пропустили - сигналят с матами. Увидели на обочине знакомого - сигналят здороваясь. Увидели памятник - сигналят. Въезжают в тоннель - сигналят. И т.д., и т.п. Местные пацанчеги спиливают витки на подвеске, после чего их "Лады" ползают на брюхе через "лежачих полицейских". Причём не поперёк, а вдоль - захватывая сразу несколько полос движения.
В целом Дагестан относительно равномерен по уровню жизни, обстановке вокруг и качеству дорог. Чуть цивилизованнее живётся в крупных городах, но в остальном регион грязный, хаотичный и торгашеский. Яркий пример - Хасавюрт. Это аналог китайской деревни, только вместо продуктовых и тряпичных лавок повсеместно автосервисы, автомойки и продажа стройматериалов.
Чечня солиднее Дагестана. Чем ближе к столице, тем шире и качественнее дороги. Населённые пункты богаче и вылизаны до пылинки. Везде портреты Кадырова, ну и Путина немало.
Если до начала путешествия мы хотели проехать по Грозному, заглянуть туда или сюда, то, находясь на месте, это желание пропало. Мимо проносились названия населённых пунктов, известных нам со времен локальных конфликтов, войн и террактов в данном регионе. Хасавьюрт, Гудермес, Грозный, Аргун, Беслан и т.д. Никакого желания посещать их не было. По возможности ехали по объездным трассам и только там, где это было невозможно, совались в города.
Весь день ехали по дождю. И он нигде не прекращался. За это время проехали всего полтысячи километров! Виной тому дёрганый и нервный трафик на дорогах.
В конце концов упёрлись в самую большую пробку для дальнобоев! Она образуется перед постом с Кабардино-Балкарией и тянется на километры. Легковым автомобилям проще! Они идут по отдельной полосе и их досмотр проходит быстро. К тому же осматривают в основном машины с номерами местных регионов. У нас только проверили паспорта и зафиксировали тот факт, что мы выехали из Чечни и Дагестана в целости и сохранности.
До места последние 40 километров ехали по серпантинам, но окружающей природы не видели. Было темно и дождливо. Но чувствовалось, что завтра при свете дня будет море восторгов. Уже по темноте добрались до Приэльбрусья и остановились в городке Тырныауз, сняв отличную 2-х комнатную квартиру по цене номера в хостеле!
Завтра мы рванём на Эльбрус!!!
Видео дня: "Крепость в Дербенте и дорога до Приэльбрусья"
День 29
Пока вчера по темноте добиралсь до Тырныауза, то конечно же не могли увидеть той красоты горной дороги, какая предстала перед нами утром! Прогноз погоды был неутешителен:
- возле Эльбруса +3 градуса (дождь);
- на верхней точке подъемника -14 (снег).
Ждать погоды мы не могли! У нас есть время только сегодня. Без вариантов! Достали дудочки и свистки. Покамлали на погоду. Одели тёплые вещи и поехали к Эльбрусу.
Джоника в это высотное приключение с собою не взяли, а оставили отдыхать на съемной квартире.
По серпантинам за час добрались до первой станции канатной дороги "Азау", находящейся на высоте 2350 метров. Машину просто так на обочине поставить нельзя. Всех загоняют на платную парковку и берут по 100 рублей с тачки.
Билет на все подъемники стоит по 1200 рублей с человека. Оплата как наличкой, так и по карте. Самое главное, что рядом с кассами стоит банкомат Сбербанка! В нём ОБЯЗАТЕЛЬНО надо снять наличку для покупки сувениров. От этого не сможете устоять!!!!
Первая очередь подъемника вознесла нас до станции "Старый кругозор" на высоту 3000 метров. Всего за пять минут! В закрытой стеклянной кабинке было очень комфортно и жарковато. Мы даже ворчали на самих себя, что надели кучу тёплой одежды - кофты, термобельё и т.д.
На "Азау" людей было единицы, а на "Старом Кругозоре" попали в очередь из альпинистов. Все они рвались вверх! К станции "Мир"!
Станция "Мир" находится на высоте 3500 метров. Чтобы добраться до неё надо преодолеть на канатной дороге путь в 1,8 км. Подъемник "пролетает" это расстояние всего за 5 мин 13 сек.
В начале этот участок пути был не очень интересен, но потом мы нырнули в облака! И тут уже началась лотерея - выскочим из облаков или нет? В первом случае мы сможем увидеть вершины! Во-втором - нет!
НАМ ПОВЕЗЛО!!!! Мы выскочили за облака и увидели очень синее небо! Очень яркое небо! Без очков, защищающих от солнца, здесь находиться уже не комфортно.
Возле станции "Мир" много людей. Они ходят, смотрят на пейзажи, пьют чай в кафе, фотографируются. Всё это не спеша! Начинает давить высота и все привыкают к ней, проходя хоть какую-то акклиматизацию. Мы же, на адреналине и в эйфории от пейзажей вокруг, поступили опрометчиво и сразу ринулись на третий подъемник.
Третья очередь канатной дороги начинается от станции "Мир" (3500 м) и идет до станции "Гара - Баши" (3850 м). Оказывается, что сюда рискуют забраться не все! Потому и пропускная способность этого участка составляет всего треть от двух предыдущих. Сюда едут только те, кто готов идти на восхождение. Ну и такие чокнутые, как мы!
О том, что нельзя сразу штурмовать высоту без привыкания, мы поняли сразу как сделали первые шаги из кабинки. Ноги не шли! А давление придавило так, что в висках стала пульсировать кровь. Но до снега надо было дойти! Обязательно!
Мы шли! ШЛИ! Вернее двигались как улитки. Каждый шаг давался с трудом, но мы ползли вверх по склону!
И дошли! Добрались! Покорили! Высоту в 4000 метров! Далее мы продвигаться не рискнули, но даже то, что смогли сделать, вызывало восторг! А ведь ещё вчера мы были возле Каспийского моря!
Здесь Лена набрала полные карманы камешков (вот так и растаскивают вершины) и мы поехали назад.
На станции "Мир" мы задержались на некоторое время. Сил просто не было! В начале мы просто гуляли и заглянули к монументу, установленному в честь защитников Эльбруса и кавказских перевалов в годы Великой Отечественной войны.
А потом застопорились возле торговки сувенирами и разной теплой одеждой с атрибутикой Эльбруса. И как начали всё скупать!!!! Иначе невозможно! Ну где ещё можно купить свитер крупной вязки из натуральной шерсти за 1000 рублей или шапки по 150 и 200 рублей? Магниты получить на сдачу или приобрести пачкой по 3-4 шт за сто рублей? Ну где? Нигде!
Синдром шопоголика не отпустил нас и после спуска. Пока дошли до машины, то спустили на разные сувениры и вещи очень большую сумму. Зато были такие довольные, что ни в сказке сказать, ни пером описать!
После восхождения на Эльбрус мы устроили небольшой отдых. Пока Лена готовила и собирала вещи, мне даже удалось немного подремать. Это было очень важно, так как предстоял довольно сложный ночной перегон до Чёрного моря.
Немного погодя загрузились, украсили автобокс очередными трофеями, сдали ключи и тронулись в путь.
Закат и темнота накрыли нас довольно быстро. Оказалось, что в здешних краях очень рано и быстро темнеет. К тому же не только ночи, но и вечера ОЧЕНЬ тёмные!
Заехали в Пятигорск. Он явился бальзамом для сердца и радостью для глаз после пыльных, грязных и неухоженных городов, которые посещали в последнее время. Чистый, красивый и уютный! С удовольствием покатались по городу.
Единственный его минус, как и всех городов этого региона, - минимум или полное отсутствие вечернего освещения улиц. Часам к девяти на улицах практически нет людей, а в домах гасят свет и ложатся спать. Очень не привычно.
Подъемник на гору Машук естественно уже не работал и всё, что мы знали о местных достопримечательностях, так это то, что здесь убили Лермонтова и литературный герой Остап Бендер продавал билеты в Провал. Где этот Провал и что это вообще такое? Не имели ни малейшего понятия, но НАШЛИ. И оказалось, что Провал - это озеро. Маленькое и воняет сероводородом. Но там вокруг суперская атмосфера!
А дальше была долгая дорога! Ночная трасса "Кавказ" от Пятигорска до Армавира шикарна. Машин мало, асфальт гладкий. Наличие двух полос в каждом направлении сменяется тремя полосами с местами для обгона. Под аудиокнигу ехать было кайфово!
От Армавира до Майкопа дорога относительно ровная, а вот далее она превратилась в "кардиограмму психа". Сотни поворотов серпантина от 90 до 180 градусов. Ушатало нас конкретно. Покрытие дороги плохое только в одном месте на перевале километров за тридцать от Туапсе. Там гравийка, но аккуратно по ней проезжается без проблем.
В итоге до Туапсе ехали с шести вечера до шести утра. 12 часов ровно! И это без единой пробки, так как всё происходило ночью. Днём такое бы не удалось однозначно!
Этот день закончился утром! Спать конечно же уже не ложились, но о том, как начались наши черноморские каникулы, поведаем в следующей записи. А пока очередные ежедневные видео: "Поездка на Эльбрус" и "Ночной перегон от Тырныауза до Сочи".
ПРОДОЛЖЕНИЕ: "Часть 10 (дни 30-33). Черноморский отдых и дорога в Крым (фото и видео)".
P.S. Приглашаем в Телеграмм на наш канал, рассказывающий о путешествии "Половина экватора" и других поездках. Приходите, читайте, подписывайтесь! Ссылка на канал: http://tele.click/dikaridv_trip
Комментариев нет:
Отправить комментарий