Блог дальневосточного Дикаря ;)

вторник, августа 25, 2015

Путешественнику на заметку: что посмотреть на Сахалине на пути от Углегорска до Бошняково

    Путь по Сахалину от Холмска до Углегорска был пройден нами еще в августе 2012 года. Уже тогда были поражены красотой природы и разрухой, которую создал человек своей бесхозяйственностью. Сейчас же хотим поделиться тем, что ожидает путешественников при движении от Углегорска до Бошняково. Про само Бошняково и водопад за ним уже писали ранее - "Путь к Бошняковскому водопаду или DikariDV на заброшенном маяке". Это был крайний пункт нашего летнего путешествия. Он описан и потому далее о нем повторно рассказывать не будем.
    И так, поехали!
    Весь путь составляет около 90 км, но и этого хватает, чтобы нахапаться впечатлений.
    Первые десяток километров ведут к Шахтерску. Самое простое - это проехать напрямую по грунтовке со случайными кусками асфальта. Интереснее будет свернуть направо сразу за мостом через реку Углегорку и проехать на путь в несколько километров длиннее, но посетить заброшенный поселок Ударный, угольную шахту "Ударновская" и проехать по самому Шахтерску. Кому ехать по длинной дороге будет лень, тот пусть смотрит пост - "Битва за шахту "Ударновскую" - битва за город Шахтерск".


    Чуть далее на север от поворота на Шахтерск есть мостик над узкоколейной железной дорогой и переезд. Здесь стоит свернуть налево к морю туда, где стоят многочисленные промышленные развалины. За ними на побережье спрятался угольный порт, из которого одна за одной уходят баржи с углем к стоящим на рейде огромным кораблям.
    Доставляется же уголь в порт как вечно пылящими по грунтовке грузовиками, так и по железной дороге.



    Весь порт хорошо просматривается с высокого обрыва. С него же хорошо видны остовы опор старого разрушенного пирса.


    Тут же возле обрыва стоит памятный знак, поставленный в честь высадки на Сахалин первого десанта по командованием подполковника Тавхутдинова. Именно с этого места началось освобождение острова от японцев.



    Выезжаем с порта и двигаемся далее. Уже через несколько сотен метров путники попадают на перешеек, который отделяет озеро Тауро от Татарского пролива. Между собой они соединяются протокой.


    В этом озере всегда ловилось огромное количество рыбы как пресноводной, так и морской. Но в последние годы экологи бьют тревогу. Морские штормы превращают озеро в большое соленое болота, так как происходит заиливание протоки. Рыба, которая заходит в озеро осенью, вся погибает и в этот период вокруг стоит сильная вонь.



    Здесь же на перешейке стоит маяк. Вид у него обшарпанный, окна и двери заварены. С виду он кажется заброшенным, но судя по свежей конструкции лампы наверху, он наверняка работает с помощью проведенного до него питающего кабеля. Обслужить же лампу можно очень легко, подогнав к маяку машину с вышкой.


    В километре от моста через протоку стоит повернуть направо и попасть с старые советские времена, а точнее в аэропорт Шахтерска. Вид сооружений очень печален, хотя обшарпанные вывески желают приятного полета, а ворота на въезде приглашают посетить двухэтажную гостиницу.
    Аэродром был построен еще в 40-х годах XX века военными для своих целей, а свои гражданские функции стал выполнять с 1957 года. В 1967 году даже было построено здание аэровокзала. Около полувека самолеты летали из Шахтерска не только по сахалинским трассам, но и осуществляли регулярные рейсы до Советской Гавани и Хабаровска. С 2010 года аэроперевозки на материк прекратились и самолеты перевозят пассажиров только до Южно-Сахалинска.




    От аэропорта едем по морскому побережью и через 12 км попадаем в поселок Надеждино. При таком позитивном названии надежды на его возрождение нет. Согласно переписи 2013 года в населенном пункте осталось проживать всего 7 человек. Из строений есть несколько обветшалых домиков, банька, да старая лесопилка. Интереса рукотворные строения не вызывают, а вот к природе стоит присмотреться обязательно.




    Если спуститься с дороги к берегу и пройти вдоль прибоя на юг до мыса (около 200 метров), то можно увидеть слои угольных пород и прикоснуться к многомиллионой земной истории.



    Едем дальше! Около 7 км дорога петляет по побережью, а потом удаляется от берега и уходит вверх к перевалам. У дороги стоит, зияя пустующими окнами, очередной техногенный заброс.



    На вершине перевала народ любит останавливаться и в ягодно-грибной сезон бегать по близлежащим кустам. Обязательно что-нибудь попадется съестное, ну или следы медведя. Вот тогда надо сваливать быстро и подальше.



    Дорога до Тельновского очень красивая. С серпантина пути постоянно открываются сахалинские дали. Часто вдали можно увидеть брошенные или действующие угольные разрезы.



    Официальное название - поселок Тельновский. Между тем на въезде и на выезде из него стоят знаки с гордым названием Тельновск.


    Основали этот поселок японцы и он носил название Китакадзава. Они же в 30-х годах прошлого столетия протянули сюда железную дорогу и начали разработку угля. Район стал процветать.
    После того, как Сахалин стал российским, населенный пункт был переименован Тельновский. Название дали в честь Ивана Тельнова (1914-1945 г.), который в боях с японцами повторил подвиг Александра Матросова, закрыв своим телом амбразуру вражеского дзота. Долгие годы поселок оставался самым крупным шахтерским поселением на Сахалине и здесь проживало около 4 тысяч человек. Угольная шахта "Тельновская" также считалась самой перспективной. Очень плодотворно работал порт, два рыбзавода, лесозаготовительный участок.
    К началу 80-х годов в поселке была отличная инфраструктура: несколько клубов, кинотеатр "Центральный", библиотека, начальная и средняя школы, больница и многое другое.
    Всему этому великолепию в одночасье пришел конец! В 1992 году шахту закрыли, железную дорогу разобрали, а тельновским шахтерам предложили работу на других шахтах или на материке. Поселок стал вымирать. Здания стали ломать, а те, что остались без надлежащего ухода, развалились от времени сами. Теперь на месте ухоженного населенного пункта стоят деревья и кусты, которые загораживают собой останки разрушенных домов.
    Среди этих развалин продолжает жить небольшая группа людей, численностью около 50 человек. В основном это пенсионеры или те, кто в свое время не уехал и до сих пор живет в ожидании переселения. Есть среди проживающих и дети. Их ежедневно возит автобус в соседний Лесогорск. Из Углегорска автобус приходит раз в неделю. Работает один магазинчик и почта.



    Село Лесогорское расположено всего в 4 км от Тельновского.
    Основано оно было в 1860 году и с 1870 года носило название - военный пост Сотрунайский. В 1905 году вместе со всей территорией острова Сахалин южнее 50-й параллели пост отошёл к Японии и получил название Наёси, а после 1945 года он вновь вошел в состав России.
    До 90-х годов ХХ века территория успешно развивалась и население Лесогорска (статус города получен в 1947 году) составляло более 2 тыс. человек. А потом и здесь наступил крах экономики и к нынешнему времени лишь три сотни жителей обитают в населенном пункте, которое в 1993 году потеряло городской статус и стало именоваться - село Лесогорское.
    Но если Тельновский стал мертвым городом с несколькими живыми жителями, то Лесогорское продолжает существовать благодаря леспромхозу, пищекомбинату и заводику по производству стройматериалов.




    У северной границы села протекает река Лесогорка. От моста через неё начинается длинный участок горных серпантинов до Бошняково. Для себя я назвал его "Путь тысячи поворотов". Здесь практически отсутствуют прямые участки, а повороты часто поворачивают дорогу на 180 градусов.





    Кроме поворотов, природы и морского пейзажа на этом участке есть только один пункт для остановки, но он крайне важен для путешественников. Обязательно остановитесь возле моста через реку Гончаровка и идите по тропинке к морю. Там на берегу увидите памятный знак на месте образования Путятинских угольных копей. Отличное место!!!
    Подробнее о копях, водопаде и пляже описано ранее в посте "Путятинские угольные копи глазами туриста". Рекомендую ознакомиться перед планированием поездки.

   Вот такая она сахалинская действительность. На дворе эра космических кораблей и компьютеров, а здесь никаких технологий. Только единение с природой и умение выживать.


Комментариев нет:

Отправить комментарий

Предыдущие записи