Блог дальневосточного Дикаря ;)

суббота, августа 25, 2012

Поездка на Сахалин. Часть 11: Углегорск и его история

    Основным местом обитания в поездке на Сахалин был г.Углегорск и его окрестности.



    Обычный небольшой городок, но с одной большой проблемой. Как всегда на Руси это дороги! Асфальт есть только на центральной улице, но ехать по ней надо маневрируя между глубокими ямами. Не углядишь одну и сразу покорежишь подвеску автомобиля. Остальные дороги городка - отсыпные. По ним от угольных разрезов до порта проходит в день до полутора тысяч самосвалов с углем!!!. Дороги пытаются поливать, но они быстро сохнут. От того дома и участки частного сектора, расположенные вдоль таких дорог все в пыли.


    На всё это наблюдает с высоты Ленин. Рядом с домом культуры "Октябрь".



    Еще одно асфальтированное место - площадь перед администрацией города.


.....................................................

    Историческая справка:

    Изначально на месте городка находилось селение айнов - «Этуутуру» (что означало «между мысами»).
    В июле 1905 года на карте Дальнего Востока появилось новое название – Карафуто. Так стала называться южная часть острова Сахалин, которая отошла Японии по Портсмутскому мирному договору, оформившему результаты Русско-японской войны. Губернаторство Карафуто имело статус колонии и стало составной частью Японии лишь в 1942 году.
    Селение переименовали в «Эсутору». Долгое время Эсутору был «медвежьим углом» - здесь жили всего десяток-другой человек. Однако богатейшие запасы угля, лесные ресурсы, а главное – подходящая для строительства бумажной фабрики река, заставили японцев в 1925 году основать здесь город, строительство которого продолжалось до 1942 года.
    Фабрика в Эсутору была самой мощной: она выдавала 54 тысячи тонн бумаги и целлюлозы в год. С ноября 1925 года, когда фабрика выпустила первую продукцию город стал стремительно развиваться. Согласно переписи населения, в 1944 году здесь проживало 22 250 человек (на всем Карафуто – 447 976).
    Взрывчатку для нужд горнорудной промышленности производили на местном заводе. «Карафуто каяку кодзё» находился на южной окраине города Эсутору, его многочисленные склады были надёжно укрыты в распадках земляными валами и насыпями.


 Этот район до сих пор называют «9-ый завод»: после войны здесь продолжали выпускать взрывчатку


    Современный Углегорск повторяет очертания японского Эсутору. Портовая часть города называлась Хама-Сигай (что можно перевести как «город на взморье»), это был официальный центр города. Мэрия, банк, пожарная часть, главное почтовое отделение и торгово-промышленная палата располагались на городской площади. В Хама-Сигай находились полицейское управление, радиостанция, телеграф, типографии газет, офисы почтово-пароходных компаний и главный синтоистский храм округа «Эсутору-дзин-дзя».


    Нажмите и увидите развалины храма в наши дни (несколько последних фото записи). Жалкое зрелище.
    Кроме того, здесь было множество магазинов и лавок, гостиниц, кафе, чайных с гейшами и, разумеется, несколько публичных домов.
    Практически весь город был деревянным и одноэтажным. Жилые дома строились по одному образцу: каркасно-засыпного типа, иногда с оштукатуренными стенками; крыши из стружки, дранки или шифера, реже — из жести; внутри - раздвижные фанерные перегородки «фусума» и чугунная печурка или традиционная жаровня «хибати», которые почти не давали тепла. Центрального отопления, канализации и водопровода не было. На узких улицах самым популярным транспортом был велосипед.


    Как и в наши дни, морской торговый порт специализировался на вывозе угля, леса и бумаги. Основные гидротехнические сооружения порта – северный и южный ковши – были построены в 1924-25 годах.
    На месте нынешнего городского кладбища находилось японское, центром которого был крематорий: по синтоистскому погребальному обряду покойников сжигали.
    В месте слияния Эсутору-Гава (р. Углегорка) и судоходного в те годы канала Масурао (р. Тухлянка), находилась промзона. Здесь располагались механический завод, склады готовой продукции бумажной фабрики «Оодзи» с подъездными железнодорожными путями, угольный склад, контора строительной организации и жилые дома рабочих-строителей порта. В 1938 началось строительство волнолома нового порта севернее устья Эсутору-Гава. Этот порт должен был стать самым большим на Карафуто.
    От моря до фабрики «Оодзи» тянулись кварталы района Яма-Сигай («город под горой»). Его первые девять кварталов назывались «Нума-но-Хата» - «болотная сторона», так как они располагались между двумя водоёмами.
    Центр современного Углегорска при японцах был скорее «спальным», чем административным районом, хотя именно здесь находилось окружное управление Эсутору (на месте нынешнего Главпочтамта).
    Начальная школа №3 г.Эсутору стала СШ №1 г.Углегорска.


    Современный пивзавод построили на базе завода Накахамы, где изготавливали сакэ. Слева от него стояли полицейский участок и будокан – зал для занятия боевыми искусствами.
    Район бумажной фабрики «Оодзи» - это рабочие кварталы. Заводская элита жила в собственных домах (о чём напоминает название ул. Инженерная). Рабочие – в длинных бараках.
    В 1938 году началась подготовка к расширению города. Для этого на территории 1,5 тысяч гектаров вырубили лес, прорыли каналы для осушения заболоченных мест и составили проект новой планировки города. 50% пригородной территории предполагалось использовать под промышленное строительство. Центральное место в проекте занимали транзитная магистраль железной дороги и сортировочные станции. Велись строительные работы по расширению морского торгового порта. Намечалось сооружение водопровода от горных источников протяжённостью 12 километров.
   Но война расстроила планы, а в августе 1945 года советские десантники «освободили» Эсутору от японских «милитаристов».

   Деревянные здания сейчас все разрушены, а многие каменные используются до сих пор или стоят в развалинах.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Предыдущие записи